МоскваАфишаКиноИмена. Леонид Шмельков

Имена. Леонид Шмельков

Кино
Мультфильм
Сборник короткометражек
Авторское кино
18+
Имена. Леонид Шмельков

Расписание сеансов

Дата
Кинотеатр

По выбранным параметрам сеансов не найдено

О фильме

Сборник мультфильмов-участников программы «Имена» XVI Большого фестиваля мультфильмов. Леонид Шмельков — художник, сценарист, режиссёр, иллюстратор, педагог — один из самых заметных отечественных «молодых мастеров». Леонид окончил Московский государственный университет печати по специальности «книжная иллюстрация», потом Школу-студию «ШАР» как режиссёр и, наконец, режиссёрскую магистратуру в Эстонской академии художеств у мировой звезды анимации Прийта Пярна. В «ШАРе» главным учителем Шмелькова был Иван Максимов, что очень заметно по первым фильмам Леонида. В дипломной «Собачьей площадке» об этом напоминают и дизайн, уходящий от прямого правдоподобия (хоть и не совсем в фантастику, как у Ивана), и любовь к абсурдным ситуациям, и мягкий, сентиментальный юмор. Ещё один важный педагог в «ШАРе» — великая писательница Людмила Петрушевская, всегда нестандартная, парадоксальная, умеющая видеть связь далёких предметов и повернуть их неожиданной стороной, — много дала Шмелькову как сценаристу. В Эстонии у Пярна, к которому Леонид пошёл учиться, будучи, в сущности, сложившимся режиссёром, он двинулся ещё дальше, восприняв от учителя сложное интеллектуальное построение кино, непрямую логику, умение обострять ситуации, а ещё — свободу от «отечественной» стыдливости и откровенность рассказа. Шмельков немало работал в коммерческой анимации, снимал сериалы, рекламу, социальные и информационные ролики, но во всём оставался узнаваемым благодаря своей лёгкой графической манере, абсурдистскому юмору и умению придумывать неожиданные подходы. Леонид знаменит как «придумщик», сумевший сохранить свежесть и алогизм детского мышления: сочиняет ли он на мастер-классах с детьми сказочные истории, изобретает ли игры в своих авторских книжках головоломок, загадок и ребусов, делает ли заказные прикладные работы. Но в авторских фильмах, как и в иллюстрациях книг для взрослых, он менее узнаваем — каждый раз не знаешь, чего от него ждать. Лирический и печальный «Мой личный лось», фильм об одиноком мальчике, сыне разведённых родителей, мечтавшем увидеть живого лося, получил приз на Берлинале в конкурсе фильмов для юношества, российскую премию критиков «Белый слон», «Нику» и другие призы на отечественных и зарубежных фестивалях. Фильм «Лола живая картошка» о прощании маленькой девочки со старым домом, умершим дедушкой и уходящим детством получил российскую премию «Золотой орёл» и множество других. Снятые во время учёбы в Эстонии детский «Грушепад», как и взрослый «С видом на море» о несчастливой влюблённости командировочного, полный абсурдистского юмора и потаённой лирики, тоже отлично пошли по фестивалям и вызвали какую-то изумлённую растерянность у отечественной публики, столкнувшейся с непривычным кино. Удивлял и новый фильм Шмелькова «Огурцы» о жизненном кризисе успешного гламурного фотографа (кстати, «Огурцы» и «Лола живая картошка» были сняты в копродукции с Францией). Леонид, как всегда, сам является художником своих фильмов, но со временем он пришёл к большей простоте и лапидарности картинки, стал использовать ротоскоп, дающий более реалистичное движение, для него особенно важной стала история, которая всегда обманывает зрительские ожидания. Ещё одна ипостась Шмелькова — преподаватель. Он работал во многих российских анимационных школах, но его главные и самые преданные ученики — совсем недавно выпустившаяся группа, которую он курировал с начала до конца в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Леонид известен как очень внимательный, вдумчивый педагог, любящий своих студентов, и программу их фильмов мы тоже покажем на БФМ. Сейчас Леонид Шмельков снимает свой первый полнометражный фильм с рабочим названием «Непокой», он снова использует ротоскоп, но видно, что изображение получается сложное, а история — остросюжетная, где есть и детектив, и драма, и дикие фантастические повороты. О своём будущем фильме, о прежних, о коммерческих работах, а также о студентах режиссёр расскажет на встрече со зрителями БФМ и покажет какие-то редкие материалы. О фестивале Большой фестиваль мультфильмов — ежегодный крупнейший анимационный смотр в нашей стране. С 2007 года он знакомит российскую аудиторию с лучшими образцами отечественной и зарубежной мультипликации. В программу фестиваля входят показы полнометражных фильмов, тематические программы короткометражной анимации для взрослых и детей, встречи с ведущими художниками и режиссёрами, мастер-классы по различным техникам анимации. В разные годы фестиваль проводился в Москве, Воронеже, Иркутске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Норильске, Тольятти и Липецке, а в июле 2020 года впервые прошел в формате онлайн. Стратегический партнёр — Фонд Михаила Прохорова. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и входит в реестр международных фестивалей. Ежегодно в московском БФМ принимает участие более 400 мультфильмов со всего мира. Аудитория московского фестиваля составляет более 25 тысяч человек. Количество площадок в Москве достигает 80. За период с 2007 года проведено 110 фестивалей и образовательных событий в области анимации. Программные директора фестиваля — Дина Годер и Мария Терещенко. БФМ — конкурсный фестиваль, в котором лауреатов фестиваля выбирают зрители с помощью голосования в течение всего периода фестиваля, а с 2020 года победителей также выбирает профессиональное жюри. На Церемонии вручается фарфоровая статуэтка в виде символа фестиваля — девочки Анимаши.

Время:84 мин.
Страна:Россия, Франция, Эстония
+4