TheatreHD: Курентзис: Пассажирка
Расписание сеансов
О фильме
Полная сценическая постановка «Пассажирки» в Брегенце, совместно с Большим театром в Варшаве, Английской национальной оперой в Лондоне и Королевским театром в Мадриде, является первой в истории. Режиссёр Дэвид Паунтни и сценограф Йохан Энгельс, согласно основным концепциям либретто, помещают светлые послевоенные сцены на верхнюю палубу роскошного лайнера. И, словно по кругам ада, память отправляет главную героиню — надзирательницу концлагеря — вниз, в мрачный трюм воспоминаний об Освенциме. Прибытие новых заключённых, проявления воли к жизни, скромный праздник по случаю дня рождения одной из узниц, сомнения в существовании Бога, скучающие охранники и до оторопи сухое перечисление идентификационных номеров людей, обречённых на смерть. Постановка о бесчеловечности гитлеровских лагерей смерти и моральной двусмысленности послевоенной Германии одновременно безжалостно реалистична и символически глубока. Хор в стиле греческой трагедии беспристрастно наблюдает и комментирует внешне благополучное настоящее и чудовищно жестокое прошлое. А костюмы Мари Жанны Лекки, одевшей всех на борту корабля в белое, лишь усиливают контраст и бесплодные попытки дня сегодняшнего забыть день вчерашний. Продолжая свою традицию продвижения малоизвестных опер XX века, в 2010 году Брегенцский фестиваль с огромным успехом осуществил первую в мире сценическую постановку оперы польско-советского композитора Мечислава Вайнберга «Пассажирка». Положительные рецензии от всех мировых критиков, аншлаг на всех спектаклях — это был настоящий хит фестиваля. Опера рассказывает о случайной встрече на океанском лайнере через 15 лет после войны Лизы, бывшей надзирательницы концлагеря, с одной из её бывших заключённых, Мартой. Лиза плывёт в Южную Америку с мужем, немецким дипломатом, который ничего не знает о прошлом своей жены. Лиза и Марта, оказавшись на одном корабле, вынужденно сталкиваются, и картины ужасного прошлого оживают перед ними. Уроженец Варшавы, Вайнберг (1919-1996) после нападения Германии на Польшу бежал в СССР; вся его семья погибла в концентрационном лагере. На протяжении карьеры Вайнберга как композитора на него оказал немалое влияние Дмитрий Шостакович, его друг и учитель. Написанная в 1967-68 гг. по одноимённой новелле Зофьи Посмыш, опера «Пассажирка» из-за своей спорной тематики не могла быть поставлена в Советском Союзе при жизни композитора. На Брегенцском фестивале в 2010 году была осуществлена первая её сценическая постановка. Многогранная музыка Вайнберга сочетает в себе лирические мотивы народных песен и джазовые ритмы, вальсы и мелодии, напоминающие саундтрек к фильму. За яркое музыкальное воплощение оперы в Брегенце отвечают Венский симфонический оркестр под руководством Теодора Курентзиса, а также Мишель Бредт и Елена Келессиди в партиях Лизы и Марты соответственно.