MusicAeterna. Русская духовная музыка
Расписание сеансов
По выбранным параметрам сеансов не найдено
О концерте
Хор MusicAeterna под управлением Виталия Полонского исполнит произведения 60–70-х годов XX века — периода расцвета неофициальной духовной музыки, когда так называемый второй авангард сочетал формальные поиски с поисками духовности. В 1918 году с закрытием иконописного и синодального училищ в истории русского духовного искусства начался новый, тернистый этап. Но, обречённое на полуподпольное и полуголодное существование, оно продолжало жить. В живописи эта жизнь кажется нам более явно прослеженной. Всем знакомы полотна Нестерова и Корина. Но уже имена Чиркова и Романовича — только кругу знатоков. Духовная музыка, писавшаяся в СССР, известна ещё меньшему кругу слушателей. Между тем, написано её было довольно много. Только петь её было негде. Первый концерт духовной музыки в СССР состоялся только в 1945 году в честь интронизации патриарха Алексия I. И в это самое время дирижёр Большого театра, автор изысканных символистских партитур Николай Голованов, пишет «в стол» литургические песнопения, думая о звучании Синодального хора, в котором он пел юношей. После смерти Сталина, который писал «головановщина есть явление антисоветского порядка», советскому слушателю были возвращены имена эмигрантов Рахманинова и Стравинского, а уже после конца оттепели интеллигенция потянулась в церковь. 60-е — 70-е гг. были временем расцвета неофициальной духовной музыки, когда так называемый второй авангард сочетал формальные поиски с поисками духовности. А появление ансамблей старинной музыки ввело в оборот весь мировой фонд духовных сочинений средневековья, Ренессанса и барокко. В программе будет сделан акцент именно на музыке этого периода. Хоры Каретникова и Кнайфеля стали сейчас классикой духовной музыки 70-х. Шнитке, Пярт, Денисов обращаются к наследию Баха и Монтеверди, тогда как диакон Сергей Трубачев, выйдя на пенсию, поселяется близ Троице-Сергиевой лавры и возрождает традицию канонических песнопений православной церкви. Такая широкая панорама духовной музыки, написанной в условиях духовной несвободы, должна погрузить слушателя в атмосферу поисков абсолюта в материалистическом мире, показать, как живёт традиция в тисках социально-политических обстоятельств. В программе: Стравинский — Три духовных хора, 1926-1934; Голованов — Свете тихий, 1943; Пярт — Покаянный канон, 1974; Ода № 1; Кондак; Икос; Муров — «Отче, прости им», начало 80-х; Диакон Трубачев — «Кто не разлучит», после 80-х; Шнитке — «Плакася Адамо», 1987; «Душе моя, почто во гресех пребываеши», 1987; «Богородице, Дево радуйся», 1984; Хоровой концерт № 4, 1984 — 1985; Каретников — «На вход»; «Отче наш»; «На причастии»; Антифон «Блаженни»; Свиридов — «Три стихиры для мужского хора» № 1 (в период 1990–1997); «Странное Рождество»; Кнайфель — «Утешителю», 1995.