В конце мая в интернете появились сообщения, что в Заповедном хуторе «Белый лось» в городском округе Шаховская спасли четверых лосят. Всего их было шестеро: животных содержали в таких неподобающих условиях, что два лосенка погибли. Еще четверых отловили и передали специалистам биостанции национального парка «Лосиный остров».
В результате проверки хутора местный прокурор возбудил уголовное дело по части второй 258 статьи УК РФ в связи с незаконным изъятием диких животных. Владелец заповедника эти обвинения отрицает. Корреспондент MSK1.RU поговорил с лосеводом и узнал, почему, по мнению мужчины, животных изъяли незаконно.
Алексей Седой занимается лосями четыре года. О своем прошлом мужчина не распространяется, говорит лишь, что опыт работы с животными у него приличный. Автономную некоммерческую организацию «Заповедный хутор "Белый лось" по защите, реабилитации и реинтродукции диких редких краснокнижных видов животных» Седой зарегистрировал в 2021 году. Фактически частный заповедник существует с 2019 года.
Мужчина настаивает, что хутор — не ферма, его основная деятельность — спасение диких животных.
— Наша задача — найти диких животных, которые нуждаются в помощи, спасти их и по возможности выпустить в естественную среду обитания. Ферма, в свою очередь, живет за счет продажи мяса и молока. Мы таким не занимаемся, — объясняет он.
Все как в лесу
«Заповедный хутор — место обитания лосей, волка, зайцев и других животных и птиц. Здесь с любовью относятся к тем, для кого лес — родной дом», — так частный заповедник описан на официальной странице хутора во «ВКонтакте».
В настоящий момент на его территории находятся семеро лосей. Самая старшая из них — лосиха Сапфира, уже дважды рожавшая лосят. Еще есть лось Агат, которого спасли от браконьеров, — зверя нашли с пулевым ранением. С травмами ног и позвоночника на хутор поступил лось Янтарь. Вместе с рогатыми у Седого уживается волк по кличке Буран.
— На волка есть все необходимые документы, он чипирован. Когда мы гуляем, он играет, скачет по мне, прыгает. Я для него старший член семьи, — рассказывает мужчина.
По словам лосевода, территория хутора составляет пять с половиной гектар. Там есть и полевые участки, и болота, и место для сна для животных.
— На каждого из семерых лосей у меня приходится в среднем 0,8 гектара. При этом они не содержатся каждый в маленькой клетке, они свободно перемещаются по всей территории. У лосей есть выгул, они в рамках реабилитации и реинтродукции знакомятся с тем, что такое поле, лес, подлесок, речка, болото и так далее, — поясняет владелец.
Седой тщательно подбирает для животных корм. В кормовой базе используется порядка 50 видов еды: это и деревья, и кустарники, и грибы, и мхи.
«У нас есть практически всё, что лоси едят в естественной среде обитания. Никто не истощен, наоборот, выбирают, что им поесть сегодня»
— Мы официально взаимодействуем с Минприроды России уже не первый год. Формат взаимодействия выглядит следующим образом: Минприроды звонит в лосиный патруль, сообщает о том, что обнаружены лосята, спрашивает, готов ли заповедный хутор принять их на реабилитацию. Либо мы сами сообщаем Минприроды, что где-то обнаружен лосенок, и решение принимают непосредственно региональные ведомства.
Лосям Седой посвящает каждый день. Он живет на территории хутора, заготавливает корм, выгуливает зверей. Мужчине помогают лишь несколько добровольцев. По его словам, в содержание животных он вкладывает свои деньги. Также заповедник живет за счет благотворительности.
«Лоси, которым требуется помощь, никому не нужны»
Седой рассказывает, что впервые увлекся этими животными в начале 2000-х годов, когда попал на Сумароковскую лосиную ферму. Мужчина увидел маленьких лосят, и они его зацепили.
— Лоси, которым требуется помощь, никому не нужны, — так мужчина отвечает на вопрос, почему выбрал помогать именно этим животным. — Показательна ситуация с Талдомским лосем, когда ему не оказывали помощь четверо суток. Его сбила машина. Когда я приехал, он лежал в канаве с водой. У него мало того что травмы, так еще и обморожение было.
Алексей говорил о лосе, который несколько дней пролежал на обочине дороги в Талдомском городском округе. Зверя сбила машина, в результате чего лось получил травмы задней ноги и позвоночника. Всё происходило в ноябре 2021 года. На помощь животному пришли спустя неделю, но спасти его не смогли. Лось был тяжело травмирован, и его усыпили.
Погибшие лосята
Со 2 по 12 мая 2023 года на хутор «Белый лось» передали шесть лосят. Обычно туда попадают малыши, потерявшие мать: например, если лосиха погибает в ДТП, в результате браконьерства или естественных причин.
— Двое лосят из шести умерли, потому что у них было воспаление легких, печени, основного желудка. Приехали они в крайне тяжелом состоянии, — рассказывает Седой.
Лосевод утверждает, что предпринял все необходимые действия, чтобы оказать помощь. Животных лечили и медикаментозно, но ничего не помогло.
— В актах ветеринарной службы по итогам вскрытия указано, что у них истощение, обезвоживание и воспаление. На момент вскрытия было видно, что в желудках у них находится молоко. То есть нельзя говорить, что я их голодом морил, — уверяет мужчина.
Момент изъятия
Спустя несколько дней после гибели двух лосят, 18 мая, на хутор прибыли люди в форме сотрудников полиции и прокуратуры. Среди них была женщина-ветеринар и работники национального парка «Лосиный остров».
Седой рассказывает, что они прибыли с намерением осмотреть четырех лосят — всё ли с ними нормально. При этом ни один из приезжих не показал мужчине документы.
— Я этому не препятствовал. Я, наоборот, всеми руками за взаимодействие с государством, пожалуйста, заходите, осматривайте, — говорит лосевод.
Ветеринар осмотрела животных и обсудила их состояние с владельцем, а дальше лосят забрали. По словам Алексея, акта изъятия или каких-либо других документов ему не предъявили.
— Их просто хватают, грузят, причем в машину, которая совершенно не подходит для перевозки, и увозят в неизвестном мне направлении.
Лосята пробыли на хуторе всего шесть дней. Седой объяснил, что в течение месяца после прибытия животные находятся на карантине, поэтому малышам даже не успели присвоить имена.
Лосиный остров
— Потом я уже своими силами выясняю, что их привезли на биостанцию «Лосиный остров». Сейчас, по моей информации, они находятся на небольшой территории — это полянка такая зелененькая, огороженная забором.
По мнению Алексея, там животные содержатся в намного более неподходящих условиях, нежели на хуторе. Сначала на биостанции их кормили сеном. Потом сотрудники начали давать лосятам листья, содранные с деревьев. Седой говорит, что так делать категорически нельзя, потому что звери должны учиться есть ровно так, как в природе.
— При этом, по информации тех же самых сотрудников «Лосиного острова», штатных ветеринаров и лосеводов у них нет. Они задействуют приглашенных. У меня возникает вопрос: а в чем тогда глобальное отличие? В моем случае, получается, постоянный лосевод — это я. Ветеринаров на хутор я тоже приглашал, и не один раз.
Теперь Седой проходит как свидетель в уголовном деле по статье № 258 УК РФ за незаконную добычу охотничьих ресурсов.
— Говорят, якобы я и ребята-добровольцы бегали по лесу и отнимали лосят у лосих. Честно сказать, до смешного... Ну попробуйте отловить взрослого лося? Во-первых, его нужно догнать, а лось бегает со скоростью 17 метров в секунду. Усейн Болт (8-кратный олимпийский чемпион и 11-кратный чемпион мира по бегу. — Прим. ред.), для сравнения, бегает чуть больше, чем 10 метров в секунду, — негодует Алексей.
Лосевод также говорит, что против него планируют возбуждать уголовное дело по статье № 159 УК РФ — мошенничество. Мужчину обвиняют в том, что деньги, которые поступают на хутор как благотворительность, он тратит на личные нужды. Например, говорят, что он купил себе новую «Инфинити».
— Я подчеркну, что у меня во владении есть транспортное средство, и этому транспортному средству больше десяти лет. Напомню, что хутору всего четыре с небольшим, — отвечает Седой.
«Борюсь и буду бороться с браконьерством в России»
Алексей говорит, что у него собираются изымать и старших лосей. Он связывает всё происходящее с тем, что выступает против браконьерства. Седой пресекал множество случаев незаконной охоты и издевательств над животными. Например, именно он стал инициатором наказания Весьегонских браконьеров.
В феврале 2021 года в Весьегонском районе Тверской области группа молодых людей убила в лесу лосиху. Они загнали животное на снегоходах, а затем задушили ее руками. Все это компания сняла на видео и выложила ролик в сеть. Седой нашел браконьеров и довел дело до суда. В итоге суд огласил оправдательный приговор.
— Я боролся, борюсь и буду бороться с браконьерством в России. Мои лоси страдали от браконьерства. Тот же самый Агат — никто не сможет оспорить, что у него есть пулевое ранение, полученное в результате браконьерского нападения.
Алексей подчеркивает, что написал публикацию о непримиримой позиции к браконьерам 17 мая, а 18 мая появилось уголовное дело о незаконной добыче шестерых лосят.
— Вехой (в борьбе с браконьерством) стало привлечение к ответственности депутата Рашкина. В этот момент они (браконьеры) поняли, как я предполагаю, что под ними стул зашатался, начали пытаться выяснять кто, ну а я один из тех, кто активно противодействует браконьерству. Собственно, встала задача меня уничтожить.
По версии следствия, депутат Валерий Рашкин застрелил лося во время охоты в Саратовской области. Суд приговорил его к трем годам условно по делу о незаконной охоте.
«Это продолжается уже три года»
Седой рассказывает, что изъятие лосят и возбуждение уголовного дела — не единичный случай. Хутор и его владельца травили и раньше — с марта 2021 года на него посыпались самые разные обвинения. При этом, отмечает лосевод, люди распространяют заведомо ложные сведения.
— Они в открытую заявляли, что у них стояла задача «закрыть меня» в 2021 году, потом летом 2022-м, в декабре 2022-м... И вот сейчас чудесным образом их заявление было принято и в кратчайшие сроки рассмотрено.
Алексей говорит, что после публикаций СМИ у него появилось много хейтеров. Седому поступают угрозы: например, что его волка пристрелят, когда он будет гулять по лесу, а в полиции скажут, что он «напал на человека».
«Буду отстаивать свою честь и достоинство»
С момента начала травли Седой написал уже 17 заявлений в полицию.
— Крайнее заявление я написал по факту попытки незаконного проникновения на хутор с тремя неизвестными мне гражданами. Заявление принято, объяснения у меня взяли, мне было сказано, что участковый со мной свяжется. Но сегодня уже который рабочий день — до сих пор со мной участковый не связался, — рассказывает мужчина.
С 2021 года лосевод обращался во все возможные инстанции — от лесного комитета до Администрации президента. Результат, говорит Алексей, нулевой.
— Я планирую отстаивать свою честь и достоинство. Сейчас огромное количество людей, которые хутор поддерживают, они обращались и в Администрацию президента, но пока получили формальные отписки.
Мужчина не унывает: он рассказал, что планирует расширять территорию хутора и развиваться дальше.
Корреспондент MSK1.RU направил запросы в пресс-службы Минприроды, национального парка «Лосиный остров», прокуратуры Шаховского района и ГУ МВД по Московской области.
Ранее мы рассказывали, как московский спасательный отряд «СпасРезерв» помогает четвероногим обитателям большого города, попавшим в беду. Недавно на территории детского сада в Теплом Стане обнаружили двух убитых лисят. MSK1.RU сообщал, что известно об этом инциденте.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».