Депутат Госдумы Султан Хамзаев предложил оснастить каршеринговые автомобили системой проверки потенциального водителя на трезвость, сообщила «Парламентская газета». Эта инициатива — очередной этап в кампании властей по наведению порядка в отрасли арендуемых автомобилей.
Беспокойство законодателей объяснимо. Хотя ГИБДД отчиталась о снижении числа ДТП с участием каршеринга на 12%, московские водители по-прежнему остро реагируют на появление таких машин в общем потоке. И автолюбители, и профессиональные водители отмечают, что поведение горожан, севших в арендованное авто, нередко оказывается неадекватным.
— Поумнели ли водители каршеринга? Водитель взять и поумнеть просто так не может, — указал координатор Фонда помощи пострадавшим в ДТП Дмитрий Клевцов. — После громких ДТП, которые происходили с автомобилями каршеринга, претензии были как у субъектов, так и у ГИБДД. В ответ компании ужесточили внутреннюю систему допуска водителей, усовершенствовали систему идентификации личности: проведена действительно серьезная работа.
Впрочем, судить о ситуации по статистике за первое полугодие будет неосмотрительно, уверен Клевцов. Итоги работы логичнее подвести по итогам всего года.
Однако изменить отношение рядовых участников движения к водителям на арендованных авто статистика поможет вряд ли. Поводов достаточно и без ДТП. Дело тут, в частности, в неосторожном и агрессивном вождении. Последнее спровоцировано тем, что пользователям каршеринга «не жалко» машину, которой они управляют.
— В советские времена то же самое про таксистов говорили, — говорит Клевцов. — Мол, машина казенная, потому водители менее аккуратны за рулем. Но сама по себе услуга плотно вошла в наш обиход. И все программы, которые реализованы, дают свой результат и стимулируют развитие такого вида общественного транспорта.
Инициативу Хамзаева наш собеседник воспринимает скептически. Проблема «пьяного руля» шире и связана не только с каршерингом. Кроме того, лоббисты сервисов аренды авто наверняка найдут способы «завалить» инициативу.
— У нас действительно есть проблема — люди садятся нетрезвые за руль, — констатирует Клевцов. — Но почему мы отдельно выделяем систему каршеринга? У нас для контроля за безопасностью дорожного движения есть целая государственная служба. Эти люди должны заниматься контролем дороги. Самый действенный инструмент для борьбы с нетрезвыми водителями — это не высокие штрафы с конфискацией или тюремные сроки, а неотвратимость наказания.
О конкретном техническом исполнении алкозамка в каршеринге авторы инициативы пока умалчивают. Вероятнее всего, речь идет о классической схеме с мундштуком. Потенциальному водителю предложат «дыхнуть в трубочку», и, если устройство зафиксирует превышение по промилле, машина не заведется.
По данным депутата ГД Султана Хамзаева, в 2021 году каршеринговые агрегаторы заработали 41 миллиард рублей (рост — 81% к 2020 году). За тот же год в Москве произошло порядка 400 ДТП с участием арендованных авто.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».