Полулегальные рынки по продаже номерных знаков для автомобилей давно работают по всей России. Москва — не исключение. Уровень спроса на «необычные» сочетания цифр и букв на регистрационных знаках обеспечивает продавцам солидную прибыль.
Корреспондент MSK1.RU изучил предложение и выяснил, за какие серии москвичи готовы отдавать сотни тысяч, а то и миллионы рублей.
Как купить/продать номер?
Согласно распространенной легенде, родина блатных номеров — Ленинград. Якобы в шестидесятые на авто партийных руководителей узнаваемые серии навесили сами гаишники, чтобы инспекторы не перепутали «важного человека» с «простым смертным». Постепенно практика добралась до Москвы.
В столице первыми спецсериями стали МОС и МОЛ. Первые устанавливали на ведомственные машины (цифры означали конкретное министерство). Вторые — на автомобили 9-го управления КГБ, занимавшегося охраной первых лиц. Отсюда народная расшифровка: МОЛ — «мы охраняем Леню» (речь о Брежневе).
Ноу-хау ленинградских гаишников пережило СССР. В новой России спецсерии трансформировались, отменялись и появлялись заново. Вместе с тем расцвела подпольная торговля «правильными» сочетаниями букв и цифр. Существует она и сегодня.
— Продажа номеров у нас официально запрещена, — объясняет автоюрист Максим Едрышов. — Но когда человеку попадает в руки красивый номер, он имеет право делать с ним всё что захочет.
Формально заполучить красивый номер можно, подгадав место в очереди на знаки в ГИБДД либо выторговать его вместе с подержанным автомобилем. Последний способ и открывает лазейку для продавцов интересных сочетаний.
— Отдельно продать госномер нельзя, он продается вместе с автомобилем, — указывает Едрышов. — Как правило, красивый номер устанавливают на какой-нибудь старый автомобиль, и человек, который хочет купить госномер, покупает этот автомобиль. Затем машину списывают, а покупатель перевешивает номер на другое транспортное средство.
Важный нюанс: прописка покупателя должна совпадать с регионом, значащимся на желаемом номере. Так, житель Подмосковья не сможет оставить себе столичные номера — ему придется сдать их в ГИБДД, указывает Едрышов.
Самые дорогие экземпляры
«Блатных» номеров, обеспечивающих владельцу защиту от инспекторского жезла, в обиходе осталось немного — о последних таких сериях мы расскажем в следующем материале серии.
А вот номеров с забавными, интригующими, симметричными и иными интересными сочетаниями — хоть отбавляй. Цены на такие знаки могут достигать десятков миллионов рублей. Продают их либо в соцсетях, либо на специальных сайтах.
ВОР
Самый дорогой номер, доступный* сегодня к покупке в Москве, — В001ОР с 77-м регионом. За явно романтизированное девяностыми сочетание продавец требует 16 млн рублей. Помимо букв, ценник подстегивают уже вышедшее из обращения региональное «77» и уникальный порядковый номер.
Судя по снимкам в Сети (мы не можем подтвердить их подлинность), номера в разное время «прыгали» между люксовыми мерседесами (в частности, GL) и «Ладами», что косвенно подтверждает описанный Едрышовым способ их передачи.
Цены на другие номера серии ВОР прыгают от 100 тыс. до 1,6 млн рублей. Так, за В013ОР с 750-м регионом просят 260 тыс. рублей. За В509ОР с 77-м — 150 тыс. рублей.
ХАМ
Продолжает московский топ Х999АМ с 199-м регионом. Эту комбинацию продавец оценил в 10 млн рублей.
Хулиганское сочетание, вкупе с тремя (и еще двумя на регионе) девятками, пользователи Сети замечали на улицах с 2012 года. Носили их в основном всё те же люксовые Mercedes.
На ХАМах с менее заметными цифрами, как и на ВОРах, можно заработать от пары десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. К примеру, «скромный» Х387АМ идет всего за 70 тыс. рублей. Более заметный ХАМ с тремя единицами — уже за 2 млн.
ННН
В среде автомобилистов Новосибирска литеры ННН воспринимаются как аббревиатура. Народная расшифровка гласит: «Не трожь Новосибирское Начальство». Всё дело в том, что серией, по слухам, раньше метили автомобили мэрии.
Уровень лоббистских возможностей сибиряков в Москве нам неизвестен. Ясно только, что за номер Н666НН с 99-м регионом нынешний владелец запрашивает 9 млн рублей. Разумеется, в пользу продавца говорит редкое сочетание цифр и региона.
Интересно, что и без «крутых» цифр серия ННН, очевидно, находит в столице поклонников. Так, непримечательный Н511НН с 190-м регионом сейчас торгуется аж за 85 тыс. рублей. Н700НН с тем же регионом — уже за полтора миллиона.
ХХХ
Вопреки мифу, три «ха» (или три «икса», привет Вину Дизелю) никогда не принадлежали к линейке «блатных» (то есть ведомственных) обозначений.
Однако сочетание, судя по всему, всё равно имеет и находит своих поклонников, ведь за X222XX с 77-м регионом прямо сейчас просят 6,5 млн рублей. В довесок владелец готов предложить со скидкой то же сочетание, но уже с 197-м регионом (отдельно второе сочетание обойдется в 3,5 млн рублей).
Согласно доступным в интернете данным, номер побывал на нескольких Mercedes (вы ведь не удивлены, правда?), Range Rover и Infinity.
Дешевле 100 тыс. три «ха» в Москве не найти. Даже с несимметричным сочетанием цифр 582 и 190-м регионом в придачу литеры ХХХ продаются за 170 тыс. рублей. Тот же регион, но с тремя девятками (Х999ХХ) идет уже за 1,4 млн рублей.
ВЕС
Итожит наш рейтинг не блатных, но видных автономеров солидный В777ЕС с 777-м регионом.
Это буквенное сочетание само по себе стоит недорого (979 покупателю отвесят «всего» за 40 тыс.), но шесть семерок меняют ситуацию в корне. За «три топора» в номере и еще три в регионе в довесок к ВЕСу продавец запрашивает 3,5 млн рублей.
По данным из Сети, номер успел повисеть как на «тяжелом люксе» («гелендваген», Benley, Lexus), так и на нескольких ВАЗах. Иные ВЕСы уходят и по 10, и по 150 тысяч.
бонус:
ХЕР
По непонятной причине некоторой популярностью у москвичей пользуется ничего не значащая серия с литерами ХЕР (именно в таком порядке).
Миллионы за такое, конечно, не требуют. Например, Х900ЕР с 99-м регионом можно приобрести за скромные 280 тыс. рублей. ХЕР с «тремя топорами» и тем же регионом — за 250 тыс. рублей.
А вот питерцы, к слову, кататься на «ХЕРах» отказались. «Фонтанка» сообщала, что номера (печать которых вообще-то обошлась аж в четверть миллиона) изъяли из обращения в связи с массовым отказом водителей прикреплять их к своим авто. В ГИБДД разводили руками, ведь серию СРУ до этого раздали почти без эксцессов.
В следующей серии материала о редких и необычных регистрационных знаках мы расскажем о сериях, небезосновательно ассоциирующихся у московских водителей с органами государственной власти и силовыми структурами. Об АМР, ЕКХ и легендарных АМО — скоро на нашем сайте.
А вы бы хотели крутой номер на своем авто?
Накануне мы публиковали рейтинг артистов, чье выступление на корпоративе обойдется заказчику в несколько миллионов рублей. Также мы подробно рассказывали о самых дорогих школах Москвы. Любителям авто рекомендуем обратить внимание на наш очень субъективный рейтинг моделей, покинувших российский рынок.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».