
Станций зарядки в столице, по словам Владислава, пока недостаточно
Пассажиры столичных автобусов и метро нередко завидуют автомобилистам, ведь те добираются до работы с комфортом на собственной машине. А кому завидуют автомобилисты? Вероятно, владельцам электромобилей: не нужно тратиться на топливо, прогревать двигатель зимой. Но оказывается, и у этих счастливчиков есть поводы жаловаться. Ими в своей колонке поделился Владислав Мазов, руководитель сети зарядных станций Artis и владелец электромобиля Zeekr. Уже больше года Владислав ездит по Москве на электротяге, и у него накопилось немало впечатлений. Далее — его прямая речь.
Планирование маршрута за пределы Москвы
Если вы думаете, что на электромобиль можно просто сесть и поехать куда глаза глядят, вы глубоко заблуждаетесь. Каждая поездка за пределы МКАД — челлендж: нужно заранее зарядить батарею до максимума, иначе рискуешь остаться где-нибудь посреди Подмосковья с нулевым запасом хода и надеждой на чудо (в данном случае — встретить рабочую зарядку на трассе). Недавно я планировал поездку в Одинцово: это недалеко, но по дороге оказалось всего несколько зарядок, и одна из них была занята, а другая неисправна. В итоге пришлось менять маршрут и искать альтернативные точки, что заняло лишнее время и добавило стресса.
Электрозарядки по-прежнему редки в области, не говоря уже о небольших городах России. Электромобиль требует внимания и продуманного подхода к эксплуатации, заправиться на каждом шагу, как на авто с ДВС (двигатель внутреннего сгорания. — Прим. ред.), не получится. Но к этому привыкаешь.

Не хватает работающих зарядных станций
Часто приходится искать подходящую тебе исправную розетку. Особенно сложно с этим в центре и в спальных районах. Даже при поиске точки через специальное приложение информация не всегда будет актуальной. А еще у многих есть проблема: заранее не понятно, подойдет ли конкретная зарядка к твоему авто. Мне повезло, что у моего Zeekr разъем универсальный.

Часто бывает так: приложение показывает, что зарядка свободна, а на деле она либо занята, либо не работает. Это правда бесит.
В одном из спальных районов я несколько раз подъезжал к одной станции: то кабель был поврежден, то сама станция отключена на ремонт без предупреждения. Особенно сложно найти рабочие зарядки в центре города и в густонаселенных районах, где спрос на них растет быстрее, чем предложение.
Недобросовестные парковщики
Одна из самых раздражающих проблем — места зарядки часто заняты автомобилями с ДВС. Люди просто паркуются там бесплатно, не задумываясь о том, что это мешает водителям электромобилей. Приходится ждать, искать владельца, ругаться. Почему-то у нас до сих пор не все понимают, что зарядка — это не просто парковка.
С другой стороны, и сами электромобилисты не всегда дисциплинированы: некоторые оставляют машину на зарядке после завершения сессии и держат место часами.
Хотя в Москве и предусмотрен штраф за незаконную парковку на местах для зарядки, на практике это, очевидно, не решает проблему мгновенно. Вызвать ГИБДД и добиться быстрой эвакуации нарушителя практически невозможно из-за отсутствия официальных дорожных знаков и процедур. Было бы здорово, если бы появилась возможность оперативного вызова инспектора через мобильное приложение. Это помогло бы быстро освобождать места для тех, кому они действительно нужны.
Недостатки приложений и технические сложности
Не все приложения для поиска зарядных станций показывают актуальную информацию о статусе станции и возможности подключения. Иногда бывает так, что на экране отображается «Свободно», но на самом деле зарядка занята или неисправна. Еще одна проблема — отсутствие динамического распределения мощности у некоторых станций. Это значит, что, если одновременно подключить несколько автомобилей, время зарядки увеличится вдвое или даже больше.
На одной из станций в центре Москвы я наблюдал, как три электромобиля подключились одновременно, но из-за отсутствия распределения мощности все они заряжались очень медленно. В итоге стояли и ругались, не понимая, из-за чего так происходит.
Сложности с сервисом и поддержкой
В России пока нет официального дилера Zeekr, это создает дополнительные проблемы для их владельцев. Обновление прошивки с русификацией стоит от 30 до 50 тысяч рублей, а самостоятельное обновление связано с риском повредить автомобиль. А еще оформление страховки, покупка необходимых кабелей и аксессуаров превращаются в отдельные задачи, которые требуют времени и дополнительных расходов. Хорошенько подумайте перед покупкой: проверьте, есть ли в России официальный дилер вашей марки и какой уровень поддержки на рынке в целом.

Нельзя установить домашнюю зарядную станцию
Для многих владельцев электрокаров установка домашней зарядной станции — ключевой фактор удобства. Но в многоквартирных домах без подземного паркинга это практически невозможно. Личный опыт показывает, что единственный вариант — установка зарядных станций на трансформаторных подстанциях рядом с домом, но таких мест очень мало. Особенно в исторических местах Москвы.

Хорошо, что сейчас застройщиков обязывают выделять не менее 5% парковочных мест под электромобили и оборудовать их зарядками.
Что радует
Хочу немного поговорить и о плюсах владения электрокаром. В первую очередь, конечно, он позволяет экономить на топливе. А еще не требует прогрева двигателя, что особенно важно в холодное время года.
Радует и причастность к сообществу искренне верящих в электротранспорт. Можно пообщаться с единомышленниками, обменяться полезными советами. На зарядных станциях, например, часто завязываются интересные беседы.
Кроме того, Москва реально меняется. Зарядок становится больше, появляются быстрые станции, улучшается покрытие. Если сейчас неудобств хватает, все же верится, что так будет не всегда.
Несмотря на все «бесит», электромобиль — это современный и перспективный выбор. Если вы рассматриваете переход на электротягу, важно быть готовым к определенным трудностям, но они преодолимы. И, поверьте, оно того стоит.
Что думаете об электромобилях в Москве?
СЕО сети зарядных станций Artis и владелец электромобиля Zeekr
Ранее мы публиковали честный отзыв журналиста об авто китайской марки Changan. Также читайте наш разбор недавних изменений в ПДД.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там новый iPhone 16 среди подписчиков.