
Марии Горбуновой 37 лет, она бухгалтер по образованию и мама троих детей. Семья Марии — одна из множества обычных московских семей. Что необычно, так это дело, которое она выбрала для себя. Мария — владелец мастерской по производству дизайнерских гробов Artcof. Наша героиня рассказала MSK1.RU, как ей пришла идея такого уникального бизнеса, чем вдохновлены творческие решения, которые она использует в дизайне, и с какими трудностями ей пришлось столкнуться.
Как всё начиналось
Идея создания мастерской пришла Марии в непростой период жизни. В 2020 году умер ее свекор, интересный и неординарный человек. Столкнувшись с волокитой похоронных мероприятий, Мария поняла, насколько стандартизированно в России всё, что касается ритуальных услуг. Выбор гробов был невелик: либо однообразные деревянные, либо вульгарные, с позолотой, кислотно-яркой обивкой и рюшами.
«Мой муж по образованию дизайнер, да и я работаю в среде людей с хорошим вкусом. Ни один из гробов, которые мы видели, не показался нам подходящим»
— И тогда у меня впервые промелькнула мысль: не пора ли изменить представление о том, каким должно быть прощание с дорогими для нас людьми?
После похорон свекра Мария начала обдумывать свой план. Она поняла, что необходимо создать именно новое решение — красивые, современные гробы, не отталкивающие, впрочем, своей эклектичностью. И, конечно, более доступные по цене, чем «традиционно-элитные».
«Ребрендинг» для похорон?
— Тема смерти в нашей культуре довольно табуированна, поэтому даже для меня реализация идеи виделась чем-то невероятным и странным, — вспоминает Мария. — Но время шло, и я понимала: мне очень хотелось бы воплотить свой замысел в жизнь.
Направление мысли Марии определило, по ее словам, отношение к смерти в других культурах. Например, в некоторых африканских странах похороны больше похожи на фестиваль — люди в ярких костюмах поют и танцуют, провожая родственников в последний путь. Гробы там тоже можно встретить разные — ярко разукрашенные и даже в форме животных.
Яркие краски соседствуют с памятью об умерших и в культуре Латинской Америки. В Мексике каждый год отмечается праздник El día de los muertos, или День мертвых. В этот день люди наряжаются в яркую одежду, раскрашивают лица и чествуют ушедших родственников. В их понимании, со смертью человек не исчезает бесследно, а переходит в лучший мир, что само по себе — достойный повод праздновать.

— Что, если удастся создать нечто необычное и у нас? — подумала Мария. — Не станет ли появление красивых, оригинальных, элегантных гробов началом трансформации традиционной удушливо-драматичной печали на похоронах в светлую грусть? Я хотела, чтобы люди могли отдать дань памяти своим любимым (а ведь среди них много творческих, интересных людей), уважая их вкусы даже в момент прощания.
От идеи к воплощению
Вопреки опасениям Марии, ее муж и близкие друзья хорошо встретили идею создания мастерской и предложили всестороннюю помощь. Название бренда, по словам Марии, пришло само собой — Artcof (от англ. «art» — искусство и «coffin» — гроб).
«Тревог было множество, ведь ритуальные услуги — очень криминализированный бизнес, и я боялась нарваться на бандитов»
— Фактических сложностей тоже оказалось немало. Первое, с чем мы столкнулись, — это необходимость арендовать помещение. Не каждое подходит под наши нужды и не каждому арендодателю подходим мы. То же самое с поисками художников. Прямо скажем, не все готовы расписывать гробы, — объясняет Мария. — Дальше реклама. Оказалось, что из-за того, что наша продукция относится к трагической тематике, такую рекламу можно выдавать только при соответствующем запросе. Не порадовали также цены на рекламу у блогеров и на рекламных щитах на дороге. Представьте только — повесить баннер на месяц на один щит на МКАД стоит почти 400 000 рублей.

Сложности, с которыми столкнулось зарождающееся дело, Мария, не отчаиваясь, преодолевала. Ей помогали советом и делом родные и друзья. На ее глазах то, что было лишь задумано, становилось явью. Наконец мастерская Artcof начала свою работу.
Чем вдохновлен дизайн гробов
Размышляя о будущем дизайне своих изделий, Мария вспомнила об эстетике уже упомянутого Дня мертвых в Мексике. К этому празднику мексиканцы расписывают узорами небольшие керамические черепа и кладут их на могилы умерших родственников.

— Мы с мужем много путешествуем, — рассказывает Мария. — В наших поездках я не раз любовалась итальянской керамикой, узорами на тканях, слегка небрежной росписью на сицилийских плитках и тарелках. Эти узоры и цвета и вдохновили некоторые дизайнерские решения, которые мы позже разработали.


В дальнейшем поиске вдохновения Мария вспоминала всё, что когда-либо радовало ей глаз, что казалось ярким, но не вычурным, а действительно красивым. Например, о любимых ею украшениях из муранского хрусталя — разноцветных браслетах и серьгах, переливающихся на солнце.

Весь этот эстетический опыт и стал основой для дизайна линейки изделий Artcof.
Как создаются дизайнерские гробы?
Пока что мастерская слишком маленькая, чтобы принимать много заказов, да и клиентская база еще невелика. Но работа идет слаженно, Мария с гордостью говорит о своем производстве.

— Процесс построен так: мы закупаем необработанные деревянные гробы, часть оставляем у себя в мастерской на роспись, а часть везем в покрасочный цех — рассказывает Мария. — У нас есть все выкраски необходимых цветов, мастера заказывают нужный тон и красят. Дальше происходит внутренняя отделка.


— Иногда после завершения работы мы проводим профессиональную фотосессию (да, гробам она тоже нужна, как и любым товарам).

По словам Марии, спрос на изделия мастерской пока оценить сложно, но интерес она видит большой и рассчитывает в ближайшие пару месяцев наладить с работу с заказчиками — ритуальными организациями.
На пройденный путь Мария оглядывается с радостным удивлением. О сложностях она говорит как о неизбежных, но преодолимых препятствиях:
— Тема непростая, о смерти у нас говорить избегают, само это может вызывать у человека негативную реакцию. К тому же свою порцию недовольства мы получили из-за цены за нашу продукцию. И, должна сказать, мы работаем в этом направлении. У нас очень высокие издержки производства, поскольку мы делаем штучный товар. Но тем не менее нам уже удалось согласовать более выгодные условия с несколькими подрядчиками. Так мы рассчитываем значительно снизить стоимость расписной модели гроба.
И все-таки удивительно, как много близких мне людей встретили мою идею с готовностью помочь и как тепло приняли нашу работу первые потенциальные клиенты. Мы поняли, как много людей согласны с нашей философией.
На просьбу дать совет начинающему предпринимателю, чьи идеи столь же необычны, Мария улыбается:
— Спросите меня через год. Я ведь и есть тот самый начинающий предприниматель, в чьей голове поселилась, на первый взгляд, безумная задумка. Но я оказалась, видимо, достаточно безумной, чтобы воплотить ее. И ни о чем сейчас не жалею.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».