MSK1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Москве

Погода+16°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

2 м/c,

ю-в.

752мм 40%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес «Платежеспособный спрос падает». Продуктовые магазины начнут торговать просрочкой

«Платежеспособный спрос падает». Продуктовые магазины начнут торговать просрочкой

Пока что от этой идеи дурно пахнет. Во всех смыслах

Новую практику опробует одна из крупнейших торговых сетей страны

Один из крупнейших ритейлеров страны, «Магнит», откроет продажи просроченных продуктов контрагентам, сообщили «Известия».

В компании рассчитывают продавать просрочку компаниям, занятым производством кормов и удобрений. Вскоре специалисты «Магнита» выяснят, какие товары могут представлять ценность для переработчиков. Потенциальных партнеров (тех самых переработчиков) ритейлер не перечислил.

Механизмы снижения объемов пищевых отходов продуктовый ритейл пытается выработать не первый год. Рвение объяснимо — магазины теряют на просрочке около 7% розничного товарооборота (данные ассоциации компаний розничной торговли).

— Раньше, пока не было соответствующего закона, хлебобулочные изделия (например) с истекающим или истекшим сроком годности отдавали на комбинат, — рассказал экономист Дмитрий Потапенко. — Тот делал из них сухари или перерабатывал в крошку. Ну вот, «доборолись» (с просроченными продуктами. — Прим. ред.)

Процедуры утилизации, под которую попадают все списанные продукты, теперь вложены в ценники. Фактически сегодня потребитель платит не только за всю товарообразующую цепочку, но и за те продукты, которые будут уничтожены из-за истекшего срока годности.

— Теперь потребитель отдельно платит за утилизацию, — констатирует Потапенко. — Но платежеспособный спрос падает. И сейчас пытаются вернуть всё обратно. Но особо выигрыша не будет. Возможно, потребитель будет платить чуть меньше, потому что будет какая-то остаточная стоимость в товаре, который купит условный производитель кормов. Но покупать они будут совершенно конкретные вещи.

Покупателей просрочки ритейл может заинтересовать исключительно бросовой стоимостью, поскольку по сути речь будет идти о рынке утилизации. То есть потенциальные клиенты будут понимать, что без их вмешательства продавец будет попросту вынужден выбросить товар на помойку.

— Товар приходит в магазин на палете, в сетках (или в мешках), отдельно это замотано стретч-пленкой, — отметил Потапенко. — В обратную сторону тоже нужно будет всё это делать. И кто-то должен будет за это заплатить. Но если бы я был производителем кормов, мне была бы интересна исключительно нулевая стоимость.

Свою инициативу «Магнит» внедряет параллельно с экспериментами разных сетевиков по так называемому «фудшерингу» (практика, когда продукты с истекающими сроками отдают по выгодным ценам). Однако распространить все объемы потенциальных отходов таким образом сложно.

— Та раздача продуктов, которая сейчас есть, — это сотые доли от оборота торговой сети, — подчеркивает отраслевой эксперт Михаил Лачугин. — В гипермаркете за день воруют больше продуктов, чем раздают потом. Да и продукция всё равно лимитирована: осталось под конец дня три бутылки молока — их кому-то отдали. По сто бутылок молока точно оставаться не будет.

Потому идея о работе с крупным потребителем просроченных товаров для ритейла выглядит привлекательнее. И не только за счет объемов, но и за счет процедурной простоты (фудшеринг требует дополнительных площадей и работы сотрудников).

— Вообще, ритейлу нет разницы, ведь всё это так или иначе будет включено в добавочную стоимость, — констатирует Дмитрий Потапенко. — Хотя проще, конечно, отдавать производителям кормов — они оптовики. Количество операций будет ниже.

Интересно, что в беседе с журналистами представители ритейла подчеркнули: эксперимент будет проводиться в рамках действующего законодательства. Но как именно им удастся это сделать — большой вопрос.

Дело в том, что на сегодняшний день торговлю пищевыми продуктами с истекшими сроками годности прямо запрещает 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Сети скованы этим законом — вся просрочка должна уходить на утилизацию. Более того, договоры на утилизацию нужно заключать с региональными операторами по обращению с ТКО.

Формально, предполагают наши собеседники, схема может выглядеть так: просрочка уходит регоператору якобы на утилизацию, но тот, в свою очередь, передает ее на дальнейшую переработку. Разумеется, такая процедура, мягко говоря, слабо сообразуется с текущим законодательством.

Примерно те же проблемы возникают при попытках внедрить «фудшеринговые» практики. Так что будущее просроченных продуктов напрямую зависит от того, удастся ли ритейлу пролоббировать необходимые поправки в закон. Пока что все подобные попытки не заканчивались ничем.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем