Центральный районный суд Челябинска под председательством судьи Дениса Лисицына полностью удовлетворил иск Генпрокуратуры России об изъятии активов предприятия «Макфа» и связанных с ним компаний. Прокуроры представили доказательства коррупционного характера происхождения денег, на которые были созданы компании. Процесс был закрыт для прессы и публики.
Что произошло?
В рамках иска установлено, что бенефициары предприятия — бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич и бывший депутат Госдумы Вадим Белоусов, — занимая высокие государственные должности, они вели коммерческую деятельность, что противоречит антикоррупционному законодательству. На этом основании судья и признал правомерным изъятие активов «Макфы» в пользу государства.
Защита владельцев компании предлагала несколько вариантов разрешения конфликта, включая мировое соглашение, в рамках которого бенефициары собирались выкупить предприятие обратно, с последующим вхождением государства в управление. Но эти предложения были отклонены.
Судья заявил о немедленном исполнении решения, подчеркнув важность выполнения вынесенного решения. Сейчас Юревич и Белоусов находятся в международном розыске по обвинению в коррупционных преступлениях.
Акции «Макфы» были арестованы в марте этого года. Причем ответчиками по делу кроме «Макфы» (крупнейшего, заметим, производителя макарон в постсоветском пространстве) были еще 33 компании из разных уголков России и мира.
Среди них, например, 6 фирм, зарегистрированных на Кипре, и одна нидерландская — MGC International B.V. Также в собственность государства обратили хлебокомбинаты «СМАК» из Свердловской области, «Мишкинский комбинат хлебопродуктов» из Курганской области и «Каланчакский комбинат хлебопродуктов» из Херсонской области.
Изъяли в собственность государства также компанию «Челябинскоблгаз», управляющие коммерческой недвижимостью «Проспект», «Родник» и «Отельстрой» (это, в том числе, отель Radisson Blu в Челябинске и ТРК «Родник» в Челябинске), а заодно медиахолдинг «Урал-медиа».
Приведет к новым санкциям?
В беседе с MSK1.RU присутствовавший на процессе доктор права Высшей школы экономики (ВШЭ) адвокат Вячеслав Плахотнюк приводит оценку Генпрокуратуры: капитализация активов «Макфы» оценивалась в 22 млрд рублей, а АО «Первый хлебокомбинат» — в 3,7 млрд рублей, а их ежегодная выручка превышает 31 млрд рублей. Это пятый в мире производитель макаронных изделий. Сырьевая база предприятий и основной потребитель находится в России, а оборудование в основном западного производства.
По мнению Плахотнюка, национализация «Макфы» и смежных предприятий приведет к росту санкционных рисков. Как следствие, подорожает логистика, связанная с поставкой упаковочных материалов, оборудования и комплектующих, а также прохождения платежей.
— Росимущество, под чье управление переходит актив, пока не озвучивало планов по распоряжению предприятиями группы, не названы имена новых управляющих ключевыми направлениями бизнеса, поэтому существует риск «проседания» и потери качества менеджмента. Объем производства в группе «Макфы» таков, что это повлияет на отрасль в целом, — оценивает Плахотнюк.
Юрист обращает особое внимание, что теперь для представителей российского бизнеса актуальным становится национализационный комплаенс. То есть проверка своих активов на риски обращения в государственную собственность, поскольку новые «правила игры» государством только вырабатываются.
Смогут оставить часть бизнеса?
— Очевидно, что ответчики с решением не согласны и будут его оспаривать. Возможность оставить за собой бизнес и контроль у ответчиков пока слабые. Быть может, получится у ответчиков оставить за собой часть крупного бизнеса, — делится с MSK1.RU наблюдениями доктор юридического администрирования ВШЭ Елизавета Селезнева.
Она обращает внимание, что спор рассматривался в районном суде общей юрисдикции, а не в Арбитражном суде. Плахотнюк объясняет: рассмотрению дела в Центральном суде Челябинска предшествовало рассмотрение уголовного дела в отношении экс-депутата Белоусова и его тещи Маргариты Бутаковой.
Мосгорсуд признал Белоусова и его тещу виновными в получении взятки в размере почти 3,3 млрд рублей от дорожных строителей Челябинской области. Однако приговор был отменен Верховным судом России. В рамках приговора предполагалось конфисковать у Белоусова и Бутаковой имущество почти на 3,3 млрд рублей и взыскать штраф в 1 млрд рублей.
— Национализацию с использованием механизмов гражданского процесса можно рассматривать как альтернативу несостоявшейся конфискации. В целом же можно сказать, что мы обретаем новый вид иска и новый вид процесса — антикоррупционный иск и антикоррупционный процесс, реализуемые по правилам гражданского судопроизводства, — рассуждает Плахотнюк в интервью MSK1.RU. — Это еще предстоит осмыслить и реализовать на законодательном уровне. Например, ввести в Гражданский процессуальный кодекс главу «Производство по делам о национализации».
Более 200 исков об изъятии предприятий, по данным на апрель 2024 года, подано Генпрокуратурой РФ, подсчитал юрист Владимир Чувашов. Обсудили с экспертами, кто и почему «раскулачивает» бизнес и каким знаковым предприятиям в первую очередь грозит смена собственника.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».