
Дмитрий Шишкин развивает свою фабрику уже более 16 лет
Вы наверняка не раз видели на улицах людей в футболках и олимпийках с броским логотипом Putin Team Russia или проходили мимо витрины одноименного магазина в аэропорту. А значит, задумывались, как фамилия президента оказалась на одежде. Кто это придумал и разрешил? Где отшивают вещи? Оказывается, в Екатеринбурге. Такая идея возникла у бизнесмена Дмитрия Шишкина, который с 2008 года развивает портновскую мануфактуру под собственной фамилией. Как устроено производство и почему на российскую одежду покупатели стали смотреть с интересом — в репортаже с фабрики.
Название говорит само за себя
— С раннего детства родители, бабушки и дедушки говорили мне о том, что у нашей семьи большая история, прививали уважение к своей фамилии. С 90-х годов все бренды в стране получали итальянские, французские, немецкие названия, лишь бы не было ассоциаций с Россией, — рассуждает Дмитрий. — Но когда ты создаешь опосредованный бренд, ты не отвечаешь перед потребителем. А когда называешь компанию своим именем, несешь персональную ответственность за продукт. Семейное дело — это прежде всего преемственность. Сейчас это важная тенденция, которую нужно поддерживать. В нашем деле — это живая эволюция идей. Главное правило — сохранять суть бренда, но постоянно адаптировать его к новым реалиям. Это и есть формула успеха, когда традиции становятся фундаментом для инноваций.
Мануфактура SHISHKIN появилась на Урале более 16 лет назад. Тогда еще Дмитрий Шишкин учился на третьем курсе юридической академии. Он зарегистрировал свою первую компанию, всё начиналось с пошива мужских костюмов. В 2009 году дизайнер презентовал дебютную коллекцию на Eurasian Fashion Week, ее оценили не только зрители, но и эксперты. Так к Дмитрию пришло первое признание.
В 2010 году он открыл модный дом SHISHKIN и начал принимать частные заказы, а также налаживать партнерство с российскими мультибрендовыми бутиками и интернет-магазинами. В 2014 году компания разрастается до полноценной фабрики и меняет свое название на «Портновская мануфактура SHISHKIN». От индивидуального обслуживания пришлось уйти из-за его неотъемлемых «бонусов»: кассовых разрывов, рваного графика производства и постоянного смещения сроков. А хотелось более стабильного, прогнозируемого бизнеса.

Ателье всё еще шьет костюмные коллекции
— Я понимал, что именно своя полка магазина позволит увеличить ценность продукта. И примерно с 2017 года начал вынашивать идею бренда Putin Team Russia, который не требует больших вложений в популяризацию, потому что его название говорит само за себя. Примерно пять лет у меня ушло на то, чтобы доказать свои компетенции, технологические возможности и на примере собственных проектов показать, что мы больше всех достойны права создания такого бренда, — рассказывает Дмитрий. — В 2020 году на совещании по вопросам легкой промышленности у президента я выступил с этой идеей, он поддержал ее и отшутился, что о цене договоримся. В следующем году мы начали шить коллекции и открывать магазины — сейчас их уже около 50 в 40 регионах страны. На днях появился первый в России магазин на территории образовательного учреждения — в президентской академии (РАНХиГС) — и флагманский магазин в Veer Mall в Екатеринбурге.
Дмитрий говорит, что расцветка триколор пользуется наибольшим спросом
«В легкой промышленности есть место высоким технологиям»
Когда магазинов много, значит, есть спрос. Только ли бренд и надпись на футболке привлекают покупателей? Дмитрий Шишкин уверен, что нет: если работать только на узнаваемость, но не уделять внимания качеству, популярность легко потерять.
— В 2019 году мы реализовали проект цифровой швейной фабрики. Его суть — в использовании передового оборудования с отечественным программным управлением. Все этапы — разработка, пошив, поставки — замкнуты в единую цифровую экосистему. Это позволило лучше контролировать работу фабрики, значительно увеличить производительность труда и снизить уровень брака до 1%, — объясняет Дмитрий. — Мы можем параллельно шить несколько коллекций и заказов, не теряя в качестве изделий. Раньше всегда считалось, что индустрия легпрома в нашей стране отстает от мировой индустрии. Мы пытаемся этот стереотип поменять и показать, что и в легкой промышленности есть место высоким технологиям, которые позволяют быть лидерами на рынке.
Современное оборудование позволило заметно увеличить производительность
Людей, которые покупают вещи российского производства, Дмитрий Шишкин называет «осознанными патриотами», людьми с активной гражданской позицией, которые посредством выбора бренда Putin Team Russia транслируют свои идеи, ценности. Предприниматель и сам старается использовать отечественные материалы, таким образом выпуская полностью российский продукт и поддерживая экономику страны.
— Абсолютное большинство других брендов выпускают продукцию за рубежом — как правило, в Азии. Мы же создаем рабочие места, всего их около 1000 на всех площадках, платим большие налоги, развиваем производственные и технологические компетенции, чего в нашей стране во многих сферах не хватает, — добавляет предприниматель.
От спецодежды до спортивной формы
Такой подход к бизнесу позволил уральской фабрике выстоять, даже когда всех вокруг штормило. Мануфактура работала и в кризисы, и в локдаун. Во время пандемии она отшивала средства индивидуальной защиты для врачей, когда началась СВО — военную форму и адаптивную одежду для ее участников. Подключались и к сбору гуманитарных грузов, добавляя в них как простые домашние, так и специализированные вещи.
Putin Team Russia — бренд для «осознанных патриотов»
При этом параллельно фабрика успевала выполнять другие заказы: например, изготовление формы для национальных сборных, которые участвовали в олимпиаде. А также наладила сотрудничество с австрийским спортивным брендом FISCHER, чтобы повысить узнаваемость друг друга с помощью совместных коллекций горнолыжной одежды. Всё это позволяло нарабатывать компетенции, понять, какая продукция больше пользуется спросом, изучать новые каналы сбыта.
Цифровое производство значительно снижает уровень брака
Энергии Дмитрия Шишкина хватило и на то, чтобы создать и возглавить отраслевую ассоциацию «Рослегпром». С одной стороны, это интеграция креативной индустрии, торговых площадок и легкой промышленности. С другой — единое окно по взаимодействию предпринимателей с властью, позволяющее представлять и отстаивать интересы этой сферы бизнеса.
Фабрика вносит свой вклад в экономику страны: это тысячи рабочих мест и большие налоговые поступления
Одежду «с позицией» выбирают патриоты
— Через бренд Putin Team Russia мы транслируем идею гордости за свою страну, ее историю, культуру, красоту природы. И тем самым пытаемся привить любовь к России. Также рассматриваем бренд как элемент мягкой силы на мировой арене. Это отзывается многим: не зря раскупают наши коллекции с триколором, — заключает Дмитрий. — Будем развивать это направление и дальше, масштабироваться в дружественных странах: Китае, Индии, ОАЭ и ЮАР. В планах постоянная модернизация производства, открытие новых магазинов и трансляция опыта цифровой фабрики на всю Россию, потому что развивать швейную промышленность в государстве просто необходимо, как и осознанный патриотизм.

Дмитрий вложил всю душу в семейный бизнес
Какой смысл вы видите в вещах бренда?