Бывший специальный корреспондент «Ъ» и «Ведомостей» Иван Сафронов выступил с последним словом в ходе процесса по делу о госизмене.
По мнению Сафронова, следствие не представило ни одного доказательства того, что кто-то передавал ему сведения, относящиеся к гостайне. Дело против него Сафронов связывает со своей профессиональной деятельностью, а сам процесс называет ключевым в истории отечественной журналистики.
— Всё, что пыталось сделать следствие, — это не разобраться в ситуации, а подогнать то, чем я жил и работал, под критерии шпионажа, — указал Сафронов (цитата — «Ъ»). — Изучив всё, что мне инкриминировало следствие, я могу однозначно утверждать: мое уголовное преследование напрямую связано с моей журналистской работой.
Сафронов указал на общие нестыковки в доказательствах (в т. ч. — в материалах прослушки) и ошибки к экспертизе. Кроме того, журналист добавил, что суд отказался приобщать к делу ряд доказательств его невиновности.
— Признать меня виновным — подписаться под тем, что я совершил шпионаж собственных мыслей, — сказал Сафронов. — Признать меня виновным — подписаться под тем, что написание статей по открытым источникам равнозначно преступлению. Признать меня виновным — значит признать, что в России журналистская работа — это преступление. Я никогда с этим не соглашусь. Вам предстоит определить то, что будет с журналистикой в нашей стране в будущем.
Сафронов настаивает на своей невиновности и требует оправдательного приговора. Ранее прокурор запросил для Ивана Сафронова 24 года лишения свободы.
Бывший журналист «Коммерсантъ» Иван Сафронов обвиняется в двух преступлениях по статье 275 УК РФ (госизмена). Следствие утверждает, что с 2015 по 2019 год он выведывал и собирал секретную информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами ОДКБ, а также Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова.
Сафронов не признаёт вину и заявляет, что уголовное преследование связано с его журналисткой деятельностью. Во время работы в издании он писал об оборонно-промышленном комплексе и космической отрасли.
Гособвинение в суде представляет прокурор Борис Локтионов, известный по процессам над участниками убийства журналистки «Новой газеты» Анны Политковской. Он выступал в суде над бывшим топ-менеджером компании «Интер РАО» Кариной Цуркан, в 2020 году приговоренной к 15 годам лишения свободы за шпионаж, и высокопоставленным сотрудником Следственного комитета Михаила Максименко, получившим 13 лет строгого режима за взятку по делу ОПГ Шакро.
30 апреля провели обыск у одного из адвокатов Сафронова — Ивана Павлова (признан в РФ иноагентом), в этот же день суд запретил ему пользоваться средствами связи и интернетом, общаться с подзащитным и некоторыми коллегами. На юриста завели дело за разглашение данных по делу журналиста. В сентябре 2021-го он покинул страну.
В ноябре прошлого года из России уехал другой защитник журналиста — Евгений Смирнов (признан в РФ иноагентом). Перед этим по нему начали дисциплинарное производство.
Летом этого года силовики пришли за третьим адвокатом Сафронова — президентом адвокатской палаты Удмуртии Дмитрием Талантовым. Ему вменяют п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ — распространение фейков о ВС РФ из-за поста в соцсетях. По этому составу адвокату грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».