10 сентября в госпитале Вишневского, не приходя в сознание, умер боец военной разведки Владимир Шамсутдинов. После смерти между его родной сестрой Яной, бывшей женой Елизаветой и девушкой Аллой (имя изменено. — Прим. ред.) начался серьезный конфликт.
Близкие умершего не могут поделить деньги, которые посмертно выплатила ЧВК «Вагнер». Именно там, предположительно, Владимир проходил службу последние полгода. Разбираемся в запутанном клубке семейных отношений.
Небольшая могилка, усыпанная искусственными цветами, а рядом — деревянный крест, на котором висит фотография молодого солдата Владимира Шамсутдинова, обрамленная черной лентой.
Боец получил серьезные ранения во время службы на спецоперации на Украине. Позднее его доставили в военный госпиталь Вишневского, где врачи ввели в медикаментозную кому.
В день смерти Владимира родственникам сообщили о случившемся. Через шесть дней похоронили на Аллее Славы. Об этом сообщила администрация Калининского района Тверской области.
Никто не знал, что он в ЧВК
Сестра умершего бойца Яна раньше работала в полиции, сейчас — учит детей в школе. Даже спустя два месяца после смерти брата она пытается узнать хоть какую-нибудь информацию о его завещании.
— Брат уехал на спецоперацию второй раз в июле 2022 года, — рассказала о Володе его сестра. — До этого был там в апреле. Мы не знали, куда именно он отправился. Даже тот факт, что он был бойцом ЧВК «Вагнер», узнали от его сожительницы. Именно она получала за него зарплату в Москве.
Как рассказывает Яна, ее брат последние полгода до отъезда на Украину жил с некой Аллой, которую «никто из родственников в глаза ни разу не видел». Она уверена, что девушка Володи получила деньги, но не хочет их отдавать.
— В первый раз я услышала ее голос, когда она позвонила и сказала: «Володя в госпитале». Я спросила: «Какое у него состояние?» На что она непринужденно ответила: «Нормально всё», — вспоминает сестра. — Тогда я заболела ковидом и не смогла к нему приехать. Ответ сожительницы показался мне странным, так как Володю в начале августа ввели в медикаментозную кому.
«У него начался сепсис из-за того, что в боях оторвало большой кусок спины»
Между девушками была устная договоренность о том, что Алла получает зарплату от ЧВК за Володю и передает деньги его семье. Правда, вышло всё совсем иначе.
— Ей якобы 23 августа пришла за него зарплата 370 тысяч рублей. А на следующий день Алла открыла сберегательный счет, куда эти денежки технично положила. Она мне сама об этом сказала. После этого начался настоящий кошмар, — продолжила рассказ Яна.
«Вова умер, надо похоронить достойно»
Смерть Володи стала переломным моментом в и без того разгорающемся конфликте между двумя ему близкими людьми. Необходимо было решить, на какие деньги его хоронить. У Яны какие-то деньги, конечно, были, но их не хватало, чтобы организовать всё достойно. Тогда она попыталась призвать не только Аллу к совести, но и сотрудников частной военной компании.
— Через некоторое время мне позвонил сотрудник ЧВК по имени Григорий, который занимается ранеными. Он сказал: «Когда успокоитесь, скажите, куда везти тело надо будет». Я была просто в ужасном состоянии, — вспомнила тот день Яна. — Звоню сожительнице брата со словами: «Вова умер, снимай деньги со счета. Надо хоронить ехать». У нас денег нет. Алла исчезает со связи.
Сестра уверена, что девушка брата устала от ее настойчивости, поэтому попросила знакомого провернуть аферу с подставным сотрудником военкомата. Правда, его удалось раскусить. После этого Алла написала заявление на Яну, якобы она вымогает у нее 2,5 миллиона рублей.
— Потом звонит мне какой-то дядя, представляется военным комиссаром из нашего местного военкомата. Он говорит: «Сочувствуем утрате. Не переживайте, похороним на Аллее Славы. Все издержки возьмет на себя военкомат». Я в моменте думаю: «Какой еще военкомат?» И он мне эту пургу прогоняет. Потом он добавил: «Вы только Алле не звоните. Она нервничает из-за этого». Я была в шоке. Как такое может быть? — с возмущением добавила Яна.
Желание Яны дойти до правды дало свои плоды. В присутствии трех свидетелей и под расписку Алла отдала часть денег, которые получил Володя за службу. В сумме около 370 тысяч рублей.
Сестра Володи не остановилась на достигнутом и попыталась достучаться до руководства ЧВК «Вагнер», а также Министерства обороны, правительства президента России и Росгвардии. Женщине важно получить не только деньги, но и награды, которыми был награжден Володя.
— Для Аллы это же просто железки. А для сына Володи хотя бы память, — с грустью в голосе сказала сестра погибшего Яна. — Сотрудники ЧВК на мои просьбы помочь ответили, что доверенное лицо получило и деньги, и награды. Имя и даже пол они не могут раскрыть. ЧВКшник как попка-дурак повторял: «Доверенное лицо всё получило».
«До сих пор не могу поверить, что его нет»
Бывшую жену Елизавету волнуют не столько деньги за смерть и службу в ЧВК, сколько награды и память о нем. «Для сына», как она говорит. Девушка вышла замуж за Владимира в 2006 году, а через пять лет уже развелась. За это время Елизавета, подобно жене декабриста, была с Володей везде, куда бы его ни отправили служить. Начиная от Тамани и заканчивая Тверью.
О последней встрече с бывшим мужем она вспоминает с теплотой, но в то же время с настороженностью. Оказалось, что умерший боец задолжал ей алиментов на 150 тысяч рублей.
— В последний раз мы виделись с ним в мае 2022 года. Он приезжал к нам домой. Просил, чтобы я за него замуж вышла второй раз. Говорил: «Я однолюб, люблю только тебя». В июле я узнала, что он уехал на Украину. Друзьям объяснил свой выбор тем, что хочет отдать долг по алиментам. Я не скажу, что там была большая сумма. Около 150 тысяч рублей, — рассказала бывшая жена.
Елизавета никогда не видела Аллу и даже не могла представить, что бывший муж укажет ее как доверенное лицо для получения денег.
— Не знала, что он жил с новой женщиной. Получается, если бы я согласилась выйти за него замуж второй раз, тогда он бы обманул Аллу. Я была очень удивлена. Она получала его зарплату, будучи доверенным лицом. Он же не шел умирать, думал, что вернется и будет всё хорошо. А вышло так, что Володя погиб, и его сожительница автоматически получила все выплаты, — предположила Елизавета.
«Получается, что он сам себя и похоронил на эти деньги»
— До сих пор не верю, что его нет, — плача в трубку, говорит Елизавета. — Мы на кладбище каждые выходные с сыном ходим. Думаю, что Алла вряд ли ездит туда. Тяжело это осознавать, — добавила бывшая жена.
В телефоне одни гудки
Мы также позвонили сожительнице Владимира Шамсутдинова. В первый раз после того как корреспондент представилась и назвала издание, Алла бросила трубку. Во второй отказалась рассказывать о Владимире.
— Я вас не слышу, не слышу. Откуда у вас мой номер? — вопрос, который несколько раз повторяла женщина. — Я не хочу и не могу с вами разговаривать, — повесив трубку, сказала Алла.
Ответов нет
Пресс-служба компании «Конкорд» отказалась подтверждать участие Владимира Шамсутдинова в спецоперации в качестве бойца ЧВК «Вагнер». Более того, именно на запросы MSK1.RU, относящиеся к конкретным случаям и личностям, пресс-служба не отвечает прямо, а ссылается на развернутые ответы, которые отправляли к представителям других СМИ.
По словам Евгения Пригожина ИА «Бел.ру», ЧВК «Вагнер» не находится в каком-либо статусе, поэтому в настоящий момент льгот и поддержки от государства нет. Тем не менее, как он говорит, имеется группа людей, которая на постоянной основе контактирует с семьями погибших и решает те проблемы, которые у них возникают. Ни на один вопрос конкретно о Владимире Шамсутдинове.
Вопросы вокруг ЧВК не перестают утихать. Редакция MSK1.RU уже несколько недель публикует рассказы матерей, жен и сестер, чьи близкие оказались в частной военной компании. Мы также рассказывали о том, сколько получают бойцы и в какую сумму обходится свобода.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».