13 августа 2007 года скорый пассажирский поезд «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, потерпел крушение в Новгородской области. Причиной стал взрыв устройства на железнодорожных путях. С рельсов сошли 12 вагонов и локомотив.
Вспоминаем подробности происшествия и рассказываем, кто понес ответственность и как сложилась судьба железнодорожников и пассажиров, которые в тот вечер были в «Невском экспрессе».
«Всё заволокло гарью»
Поезд отправился с Ленинградского вокзала 13 августа в 18:30 точно по расписанию. Спустя почти три часа «Невский экспресс» миновал станцию Бурга Новгородской области и продолжил движение к станции Малая Вишера. В этот момент и произошел взрыв. По официальным данным РЖД, всё случилось в 21:38.
Как вспоминал это машинист Алексей Федотов, всё вокруг сразу заволокло дымом и повсюду разлетелись осколки стекла.
— Передо мной уже появился мост через реку Черную, это 179-й километр. И буквально метров за 20–30 до него под моей кабиной происходит взрыв, у меня стекла летят, всё в пыли, гарь. Я сразу понял, что нас взорвали. Я применяю экстренное торможение, опускаю токоприемники — чтобы провод не намотать. Всё. И мы летим вперед через мост еще 700 метров, скорость у меня была 185 километров в час, — говорил он в одном из интервью.
Алексей сразу же связался с диспетчером станции Бурга и сообщил о взрыве на путях.
На тот рейс «Невского экспресса» был продан 231 билет, но пассажиров было 217. Еще 20 человек — сотрудники поездной бригады. Проводники бросились помогать пассажирам: вытаскивали людей через аварийные люки и разбитые окна, оказывали первую помощь раненым. Некоторые пассажиры вызвались помогать проводникам.
Проводник Мохубат Гаджиев рассказал MSK1.RU, что не любит вспоминать те события. После взрыва в 2007 году он пережил трагедию на «Невском экспрессе» в ноябре 2009-го.
«Столько времени прошло уже. Не люблю всё это вспоминать, приятного мало»
По официальным данным, во время теракта пострадали 60 человек, 30 из них госпитализировали, троих — в тяжелом состоянии. К счастью, обошлось без погибших.
Всех пассажиров эвакуировали с места происшествия на специально вызванном дизельном поезде.
— В 00 часов 40 минут пассажиры пересажены в электропоезд по станции Малая Вишера и отправлены в Санкт-Петербург, — доложили тогда во внутренней сводке РЖД.
Пассажиры «Невского экспресса», приезжающие на Московский вокзал в Санкт-Петербурге, рассказывали «Фонтанке», что им повезло, ведь поезд мог упасть в реку.
— Хорошо еще, что мы успели проскочить мост, — рассказала Виктория. — Иначе состав упал бы в речку. Нам два часа пришлось простоять в лесу, пока нас не забрали на машинах местные жители. Спасибо им большое. Первыми на место прибыли скорые. Потом милиция. Нам ничего не объяснили. Мы добрались до станции, а потом уже сели в электричку.
На Московском вокзале в Санкт-Петербурге для эвакуировавшихся организовали стационарный медицинский пункт.
После эвакуации рабочие приступили к восстановительным работам на путях. По данным РЖД, из-за взрыва было повреждено более 800 метров дорожного полотна. На путях образовалась воронка глубиной 60 сантиметров и полтора метра в диаметре. Из-за этого 16 поездов было задержано, их пришлось отправлять в обход. Время составов в пути из-за этого увеличилось больше чем на 300 километров и добавило около 4–8 часов в дороге.
Как сообщал телеканал «Россия 1», для того чтобы подъехать к месту взрыва, пришлось строить дополнительные пути.
— Ситуация осложнялась тем, что вагоны находились в таком порядке, что к ним никак было не подобраться. Приходилось строить дополнительные пути, обход, а потом их разбирать, — говорил один из рабочих.
Последствия катастрофы ликвидировали почти трое суток. Были задействованы более 1200 человек и 46 единиц техники. Движение для пассажиров из Санкт-Петербурга в Москву открыли уже на следующий день, а 15 августа из Москвы в Петербург прошел первый грузовой состав.
«Явно кустарная бомба»
На следующее утро после взрыва на место происшествия съехались журналисты. В том числе там оказался и журналист «Фонтанки» Александр Фролов. Он рассказал MSK1.RU, что в Сети стали распространяться сообщения, что взрыва не было.
— По ЖЖ распространялся бред, что там воронок, дескать, не было, и конспирология про «это поезд просто сам с рельсов сошел». Первым делом убедиться надо было, что воронка была, что никакой это не сход с рельсов, а реальный подрыв, — сообщил он.
На месте коллеги-журналисты показали Александру, где находится та самая воронка. Вокруг ходили люди и осматривали повреждения.
— Когда я приехал, перелез через заграждения и увидел группу людей, которые ходили и осматривали повреждения, пристроился в толпу. Это были силовики, министр транспорта Левитин и, кажется, на тот момент президент РЖД Якунин, — рассказал он.
«Обсуждали как раз тот момент, что не сильно большая была бомба и явно кустарная»
Затем Александра попросили пройти к специальным палаткам, которые поставили для представителей СМИ. Туда периодически заходили полицейские и сообщали официальную информацию.
— Меня заметила охрана и попросила отойти в загончик для прессы — оказывается, все с другой стороны подъезжали, там уже и палатки поставили, и забор, чтобы никто не просочился лишний. Меня туда и вывели. Периодами выходили люди в погонах, давали оперативную информацию, — добавил Александр.
На тот момент пути еще были не восстановлены — какие-то поезда по-прежнему отправляли в объезд, а некоторые — в отстойники.
— Жара страшная, поезда не открывали, людей не выпускали, и стояли они где-то на станциях в Тверской, Новгородской и Псковской области. В итоге удалось поймать Якунина, тот без разговоров согласился дать комментарий. Ну и заявил, что все уже тронулись. Я возразил, что на станции Дно еще поезда стоят, он подозвал главу ФПК (на тот момент компания была только-только создана) и прям при мне отчитал, дескать, вот люди в Дне стоят, а ты мне докладываешь, что всех отправили, — вспоминает Александр.
«Кстати, через 15 минут после этого поезда и правда тронулись в сторону Москвы»
Как шло следствие
На следующий день, 14 августа, Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье о терроризме. По данным информагентств, на месте взрыва следователи нашли металлические предметы и провода, протянутые на пять метров от рельсов. В прокуратуре не исключили, что взрыв могла совершить организованная группа. Мощность взрыва была небольшой — 250 граммов в тротиловом эквиваленте. Специалисты отметили, что избежать жертв удалось только благодаря большой скорости поезда и правильным действиям машиниста.
20 августа в Новгородской области задержали двоих подозреваемых в теракте. Следствие изначально выдвинуло три версии — о причастности к теракту уроженцев Северного Кавказа, молодежных экстремистских группировок и криминальных группировок Новгородской области. Об этом сообщал «Российской газете» Александр Бастрыкин, который тогда был руководителем СК при Генпрокуратуре и первым зампрокурора РФ.
Подозреваемых отпустили под подписку о невыезде. 24 октября в Ингушетии были задержаны еще двое участников незаконных вооруженных формирований.
В разное время в ходе следствия привлекались 7 человек — жители Санкт-Петербурга, Новгородской области и Ингушетии.
25 ноября 2007 года глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что дело о подрыве «Невского экспресса» раскрыто, в январе 2008 года было задержано еще трое исполнителей. В марте следователи вышли на след самого подрывника, который скрывался. В августе того же года в розыск объявили Павла Косолапова. Он находится в международном розыске и по сей день. Кстати, Косолапова подозревают и в подрыве «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года, тогда погибло 28 пассажиров поезда.
Павел Косолапов — идейный исламский террорист. Его подозревали в совершении терактов в московском метрополитене в 2004 году, серии взрывов на автобусных остановках в Воронеже, терактах в Подмосковье и Самаре.
15 января 2010 года Новгородский областной суд приговорил двух подсудимых по делу — Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева — к лишению свободы на срок 10 лет и 4 года в колониях строгого и общего режима соответственно. Суд согласился с обвинением в части незаконного перевоза взрывчатки, но оправдал по обвинению в терроризме.
Как сложилась судьба работников поезда
Машинисты и работники поезда, а также люди, принимавшие участие в спасении пассажиров, получили награды. Алексея Федотова и Андрея Иванова — машиниста и его помощника — наградили орденом Мужества. Федотов получил «Звезду ордена святого Георгия» III степени, а помощник Иванов — аналогичную награду IV степени.
Наград удостоены Мохубат Гаджиев, Алексей Иванов и Светлана Матюшина «за мужество и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях при спасении пассажиров "Невского экспресса"». Также получили награды новгородские медики, которые оказывали помощь пострадавшим.
Проводник Мохубат Гаджиев рассказал MSK1.RU, что после событий в 2007-м и 2009-м сменил работу.
— По состоянию здоровья уже нельзя. Сейчас работаю водителем на Московском вокзале, — уточнил он.
С машинистом Алексеем Федотовым нам связаться не удалось. Однако в 2020 году он рассказывал изданию «Петербургский дневник», что до сих пор управляет поездами.
— Нянчиться с внуком — это моя основная работа! Но тружусь я по-прежнему машинистом, только теперь на «Сапсанах». Сейчас поезд уже начал ходить по обычному расписанию, а до этого были отмены. А сейчас уже вернулось на круги своя, поездов добавилось, — говорил он.
Коллеги Алексея больше с ним не работают, но они до сих пор поддерживают дружеское общение через интернет.
— Ушли кто куда — на повышение или работать на другие составы. Приятно, что периодически созваниваемся или списываемся через интернет.
Ранее MSK1.RU публиковал материал, посвященный 20-летию теракта на спектакле «Норд-Ост» на Дубровке, в котором собрал воспоминания заложников и их близких, артистов «Норд-Оста» и очевидцев трагедии.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»