26 июля 2-й Западный окружной военный суд приговорил к 22 и 15 годам колонии 48-летнего Михаила Дария и 28-летнего Илью Ковылкова. Их признали виновными в подготовке теракта в аэропорту Шереметьево.
Дарий при этом утверждал, что всего лишь был подписан на протестные сообщества и ни в каких террористических организациях не состоял. По словам его бывшей жены, со своим якобы подельником Ковылковым он даже не был знаком.
Рассказываем все, что известно о попытке теракта в аэропорту.
Вербовал в «Азов»*?
47-летнего жителя Подмосковья Михаила Дария арестовали в сентябре 2023 года по обвинению в вербовке в батальон «Азов»*. С декабря 2022 года он находился в Молдове, где, по словам бывшей жены, пытался получить паспорт государства. В сентябре 2023 года Дарий вернулся в Россию, чтобы встретиться с детьми, но как только он прилетел в аэропорт Шереметьево, его задержали.
Следствие полагало, что с мая 2022 года по сентябрь 2023 года мужчина вел переписку с не менее 12 лицами с целью донести «информацию с высказываниями, выражающими побуждение к совершению действий, связанных с насилием, причинением вреда и ущерба, а также о необходимости совершения таких действий под его личным инструктажем».
Против него возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к террористической деятельности с использованием интернета). Позднее к обвинению добавили ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации).
Дарий частично признал свою вину, однако заявил, что не является участником каких-либо террористических организаций, в том числе «Азова»*. А в письме к изданию-иноагенту «Медиазона» он сообщил, что с обвинением не согласен. Он заявил, участие и просмотр новостей в какой-либо группе не делают человека участником их действий.
— Я вел политику защиты русских перед другой стороной, объясняя то, что публичные издевательства и насмешки никогда не приводят к положительному результату, — писал Дарий.
Кроме того, по словам обвиняемого, следователь сказал, что его собеседники по переписке «имеют высокий военный статус».
По словам бывшей супруги Дария, после задержания он подвергался пыткам: у мужчины якобы сломан кадык и правая рука, а также выскочила пупочная грыжа. Во время разговора по телефону жене пришлось спросить у Дария дату их свадьбы — настолько изменился его голос. Свиданий с задержанным экс-супруге добиться не удалось.
Как писали некоторые издания, Дарий в социальных сетях был подписан на оппозиционных политиков вроде Алексея Навального и Максима Каца (признан иноагентом), а также публичных деятелей вроде Олега Тинькова (признан иноагентом).
Повар в компьютерном клубе
Как сообщал телеграм-канал «Экстремизму — нет!» 26 марта 2024 года, в начале месяца сотрудники Шереметьево предотвратили теракт в аэропорту. Тогда был задержан «48-летний участник двух террористических организаций». Вероятно, речь идет о Дарии, но не сходятся даты, ведь его задержали задолго до этого, в октябре.
Тогда же сообщество уточняло, что мужчина будто бы получал инструкции о том, как изготовить, хранить и использовать самодельную взрывчатку, которую предполагаемые преступники хотели использовать при теракте на топливном комплексе аэропорта.
Инструктором Дария якобы оказался 28-летний житель Самарской области. Так в уголовном деле появился второй обвиняемый — Илья Ковылков, работавший поваром в компьютерном клубе.
Ковылкову предъявили обвинение по двум статьям: ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к совершению террористического акта группой лиц по предварительному сговору) и ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 223.1 УК РФ (покушение на незаконное изготовление взрывных устройств, совершенное группой лиц).
— Такое ощущение, что Михаила к его делу белыми нитками пришивают, — рассказывала жена Михаила Дария. По ее словам, с Ковылковым ее бывший супруг связан не был.
Позднее появились новые подробности обвинения: якобы Дарий должен был устроить взрыв с помощью дрона, за что ему пообещали вознаграждение в размере трех тысяч долларов. Взорвать, по данным следствия, собирались около семи топливных цистерн на центральной заправочной станции аэропорта Шереметьево. За закупку компонентов взрывчатки отвечал Ковылков, а Дарий якобы отвечал за техническую часть (он окончил техникум приборостроения) и готовил будущих диверсантов через запрещенные чаты.
Дарий арендовал бокс в гаражном кооперативе в Московской области. Там нашли взрывчатку, а у Ильи Ковылкова при обысках обнаружили дрон.
Оба подсудимых в итоге признали вину, сообщал ТАСС. 24 июля стало известно, что прокуратура запросила 21 (Ковылкову) и 28 лет (Дарию) колонии для обвиняемых. Обоим фигурантам дела также присудили штраф размером 600 тысяч рублей.
26 июля 2-й Западный окружной военный суд огласил приговор: на 22 года осудили Дария и на 15 лет — Ковылкова. Три года срока они проведут в тюрьме, остальные — в колонии строгого режима.
* «Азов» — запрещенная в России террористическая организация.
Ранее мы писали, что глава СК РФ Александр Бастрыкин предложил вернуть смертную казнь. Поводом для этого послужил теракт в «Крокус Сити Холле».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».