Днем 23 августа заключенные захватили в заложники сотрудников колонии ИК-19 в Волгоградской области. В результате захвата погибли четыре человека, столько же — ранены. В результате штурма, который был окончен около 17:00, захватчики были убиты снайперами.
«Это не люди»
На место переговоров незадолго до ликвидации выезжал председатель Духовного управления мусульман Волгоградской области Ильяс Биктимиров. Об этом он рассказал MSK1.RU. По его словам, возле ИК-19 находился его помощник из Суровикино.
— Считаю происходящее провокацией. Ислам категорически запрещает убивать людей, — заявил муфтий Биктимиров MSK1.RU. — Как можно творить такое, говоря священные слова «Аллах акбар» и «Бисмиллях»?
Схожее мнение в разговоре с MSK1.RU выразил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Волгоградской области Абдурахман Хаджи Халилулаев.
— Это не люди. И нет разницы, кого они там представляют. Они не представляют никакую религию, — сообщил он.
Они [захватчики] — отбросы общества, животные. Ни одна религия не позволяет убивать людей
Коррупция и закрытость системы
Система ФСИН по сей день остается «непрозрачной», и в колониях строгого режима растет количество жалоб от заключенных. Об этом MSK1.RU рассказал вице-президент международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. По его словам, права этих самых заключенных не соблюдают, но изменить ситуацию сложно.
— К сожалению, из-за закрытости системы ФСИН растет уровень коррупции, растет проблема несоблюдения прав человека. Из-за этого мы видим увеличение количества подобных инцидентов — захват заложников в ростовском СИЗО, ряд бунтов в колониях, — сказал Мельников.
Кроме того, по словам эксперта, из-за коррупции преступники могут за деньги пронести холодное оружие, как это было в СИЗО-1 в Ростовской области. При этом после инцидента в Ростове руководство волгоградской ИК-19 отчитывалось, что у них и так всё в порядке и дополнительных проверок не будет.
Мы получаем обозленных на несоблюдение прав заключённых с опасными предметами, которые могут попытаться либо сбежать, либо противостоять администрации
Захват заложников произошел во время дисциплинарной комиссии, где руководство решает, кого из заключенных наказать, а кому объявить, что он невиновен. Второе, как заявил Мельников, большая редкость — обычно виновность «подтверждают» и отправляют заключенного в штрафной изолятор (ШИЗО).
— Некоторые говорят, мол, проблема с охраной, но она и не могла быть вооруженной. Другой вопрос, что существуют определенные правила конвоирования. Когда заключенных ведут из точки А в точку Б, должно быть не менее трех сотрудников на человека. Скорее всего, это не соблюдалось, потому что нет стольких сотрудников, — объяснил MSK1.RU Мельников.
Как боролись с исламскими ячейками в колониях
В 2011–2012 годах появился термин «зеленая зона», который обозначал колонии, где мусульмане объединялись в опасные группы (джамааты).
Чтобы справиться с ними, в законы внесли две важных поправки. Первая разрешила ФСИН самим определять колонии, в которые отправляются преступники, связанные с терроризмом. То есть человека могут отправить в любую колонию, не учитывая место жительства. Вторая поправка позволила по упрощенной схеме переводить между колониями осужденного, который подстрекал других к радикализму. Об этом MSK1.RU рассказал криминолог, эксперт по колониям Данил Сергеев.
После нововведений, объяснил он, группы удалось расформировать, а «зеленой зоной» стали называть колонии, где просто много мусульман.
— В случае с Волгоградом может быть несколько причин произошедшего. Во-первых, начальство могло недоглядеть, и заключенные всё же собрались вместе и организовали некую группу. Во-вторых, один заключенный мог настроить остальных на преступление, — заявил криминолог MSK1.RU.
При этом, в отличие от Мельникова, Сергеев сказал, что ФСИН в этих инцидентах, скорее всего, винить не стоит. У них критически не хватает сотрудников — в отдельных регионах вплоть до 30% сотрудников.
— Это понятно — у ФСИН сейчас нет никакого престижа и низкие зарплаты, зато большие риски. Вот и сейчас их сотрудники оказались заперты с множеством преступников, не имея оружия при себе, — сказал Сергеев.
Как сообщали наши коллеги из «Фонтанки», радикалами были уроженцы Таджикистана и Узбекистана, которые были осуждены по наркотическим статьям. Один из них — 28-летний Назирчон Тошов, довольно длительное время жил в Москве и Подмосковье. Здесь можно прочитать, что о нем известно.
Все материалы по теме мы собрали здесь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.