
Весной 2022 года в российской столице проходит выставка «Скрытая Москва» — о неизвестных и тайных уголках города, снятых на обычный IPhone. Мы уже писали о ее открытии. Корреспондент MSK1.RU поговорил с создателем выставки Эриком Шахназаряном о том, как его экспозиция выросла из аккаунта в социальных сетях, о столице во времена Юрия Лужкова, о том, как сохранить историю, и о том, как меняется Москва в XXI веке.
— Я правильно понимаю, что вы используете простой айфон для фото? Вы, если позволите выразиться, не профессиональный фотограф?
— Я начинал фотографировать на пленочный фотоаппарат, потом был средний формат и цифровая камера. Поэтому насмотренность и опыт у меня всё-таки достаточно большие. Но для проекта все кадры я делаю на айфон из-за гибкости и удобства использования. Да и качество весьма достойное, в чём можно убедиться на выставке.

— На сайте выставки написано, что вы солист оркестра Большого театра. На чём играете?
— Я играю на флейте. В следующем году юбилей — 20 лет в Большом. Началось всё с обычной музыкальной школы, далее была Центральная музыкальная школа (ЦМШ) при Московской консерватории, потом сама консерватория, во время обучения в которой я поступил в театр. Но я не москвич. В 1991 году я стал победителем всесоюзного конкурса «Новые имена», и мы с родителями переехали из Еревана в Москву.
— Откуда у востребованного музыканта Большого желание заняться фотографией архитектуры? Как в вашей жизни появилась архитектура?
— Несомненно, на восприятие и интерес влияет окружение. Я с подросткового возраста гастролирую, были поездки в Италию. Сами понимаете, что там всё пропитано историей, великолепными образцами архитектуры. Годы обучения в Московской консерватории тоже оставили свой отпечаток. Историческое здание консерватории, Большой и Малый залы — памятники архитектуры. Опять же, я часто брожу по городу, исследую его, вижу, как он меняется. За всем этим невероятно интересно наблюдать.

— И когда поменялся сильнее?
— В годы, когда Юрий Михайлович Лужков был мэром города. Довольно частая картина в то время: контейнеры со строительным мусором, а в них — выброшенные куски лепнины, старые окна, двери.
«Стало очевидно, что главные изменения происходят внутри, а не только снаружи. В наши дни город меняется с не меньшей скоростью»
— Помните, с чего начался проект Hidden Moscow?
— В моем личном аккаунте в определенный момент стала преобладать архитектура Москвы. Фотографий становилось всё больше. В марте 2016 года мне удалось попасть в Дом с Атлантами, с крыши которого открылся потрясающий вид на Ивановскую горку и окрестности. Это так меня впечатлило, что страница о Москве была создана сразу же, а образом проекта стал Атлант.

— Вы же постоянно бываете в домах, которые находятся на реконструкции. Были какие-то проблемы или смешные истории?
— Однажды я попал в реконструируемый дом на Остоженке через открытую дверь черной лестницы, где дворники хранили инвентарь. Зашел, пофотографировал, а уже на выходе обнаружил, что дверь заперта снаружи и других вариантов выйти нет. Было немного тревожно.
— И что сделали?
— Незадолго до моего визита в доме заменили все исторические окна на глухие, пластиковые. Они, как назло, были без ручек.
«Повезло найти одно-единственное открытое окно на пятом этаже, через которое я вылез на леса, установленные на фасаде, и по ним спустился вниз»
— У вас много фотографий непосредственно из квартир. Как вас впускают жители?
— Я просто представляюсь. Говорю, что делаю. Рассказываю о своем интересе и проекте.
— Никто не выгонял? Не менял своего мнения?
— Нет. Всё-таки, если тебе позволили войти — это уже определенный уровень доверия. Однажды меня впустили в квартиру, в которой оказался уникальный камин, созданный по эскизам Михаила Врубеля и Александра Головина в абрамцевской мастерской. Мы разговорились, подружились с семьей и уже много лет после этого случая дружим. Я очень рад был увидеться с ними на выставке.

— А сейчас вас упрашивают прийти к кому-то домой пофотографировать? Особенно зная, что вы солист Большого.
— Скорее просто приглашают сфотографировать сохранившуюся красоту, показать свое отношение к ней и поинтересоваться, как можно ее сохранить. А служебным положением я не пользуюсь. Тем более во время знакомства.
— Что думаете о том, как Москва преображается?
— Программа капитального ремонта не способствует сохранению исторического города. Его подлинных элементов архитектуры: деревянных окон, дверей, лепнины и метлахской плитки. Зачастую они оказываются в контейнере со строительным мусором.
«У программы капремонта задача — сделать ремонт по современным нормам. Без учета исторической ценности того или иного дома»
Эта задача «облегчается» тем, что многие дома не имеют статуса объектов культурного наследия (ОКН) и указанные выше элементы никак не охраняются. Но именно благодаря им каждый дом по-своему уникален. К сожалению, даже те, кто приобретает квартиры в так называемом «старом фонде», не всегда понимают ценность подлинных интерьеров и важность их сохранения.

— Сталкивались ли вы лично с таким за годы существования проекта «Скрытая Москва»?

— Да. Из недавнего — человек приобрел квартиру в дореволюционном доме и, к сожалению, не оставил в ней ничего: ни паркета, ни окон, ни дверей. Мне удалось договориться об аккуратном демонтаже лепнины в стиле «модерн», паркета и очень красивых (и невероятно тяжелых) чугунных батарей. Также удалось спасти входную дверь, которую можно увидеть при входе на выставку.


— Много удалось спасти?
— Достаточно много. Но всё же я отмечаю небольшие положительные изменения в отношении к историческому наследию, поэтому продолжу говорить о его ценности и важности сохранения для будущих поколений.
«Уже приходится думать о втором гараже. Один гараж полностью заполнен спасенными элементами, и меньше их, к сожалению, не становится»


Напомним, выставка «Скрытая Москва» проходит по будням с 11:00 до 17:00, а по выходным до 18:00 по адресу: 1-я Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1, вход с Оружейного переулка, 2-й этаж. Закончится экспозиция 19 мая. Вход бесплатный.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».