Евгений Жуков посвятил свою жизнь балету. Уже много лет он работает в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а за время своей карьеры успел стать лауреатом международного конкурса. Мы поговорили с артистом и обсудили с ним подготовку к ролям, постановку хореографии предстоящего «Гала-концерта» в Зарядье, мужской грим, забавные моменты закулисья и многое другое.
— Евгений, почему вы выбрали работу именно в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко?
— Я служу здесь уже большое количество лет, примерно восьмой сезон. Театр привлекает меня наличием разнообразного репертуара, который я исполняю. За этот период времени я перетанцевал потрясающие постановки, которые ни в одном другом театре России не шли.
Именно это очень сильно и отличает наш театр: артист нередко сталкивается с проблемой однообразия, он всё время ищет новые пути, возможности, и поэтому я обожаю свой театр за его многоплановость, атмосферу и дружный коллектив. Мы все словно родные люди.
— В детстве вы с братом-близнецом Дмитрием хотели стать футболистами, однако мама отдала вас в балет. Вы благодарны ей за этот выбор? Или же все-таки хотели попробовать себя и в футболе?
— Я в любом случае благодарен ей. Изначально у нас с мамой были нестыковки в желаниях и мнениях. Мама сама хореограф, и она как-то увидела, что нам с братом надо в балет. Мама чувствует.
Но думаю, что я бы и в футбол прекрасно играл (смеется). Но я нисколько не расстроен. Самое интересное, что с детства трудно понять, какая у тебя душа, для чего и кого она сформирована.
— А ваша душа для чего?
— Моя душа, видимо, для невероятного творчества, полетности, тонкости. Я сейчас живу, мне это нравится, и я люблю создавать. Чувствую себя особенным человеком.
Мне кажется, связав свою жизнь с балетом, ты связываешь ее также со всеобъемлющим искусством, которое тебе помогает понимать жизнь, разбираться в чувствах, в людях, во многих возвышенных вещах. Поэтому я очень благодарен маме за то, что она отдала меня именно в балет.
— За какие футбольные клубы вы болеете?
— Сейчас это стало забавой, я не болею за конкретный футбольный клуб, хотя мне очень нравится этот вид спорта.
Я могу пойти в бар и заказать не пиво, а виски с гренками и посмотреть футбол, находясь в радости от просмотра. В детстве мне нравился «Спартак». А сейчас нет конкретной любви, но уважаю, смотрю и люблю этот спорт.
— Вы сталкивались с конкуренцией в вашей профессии?
— Конечно, есть события, из-за которых ты переживаешь. Это, наверное, можно отнести к конкуренции. Например, когда ставят на роль другого артиста, а не тебя. Но это вполне адекватные и естественные вещи у профессионалов. Подобное не означает, что кто-то лучше, он просто другой и более подходящий для определенной роли, и это не приговор для тебя.
— Как вы готовитесь к новым ролям?
— Читаю и изучаю литературу, разные источники, которые относятся к этому спектаклю, к персонажу.
Зачастую, если я готовлю новую хореографию, начинаю мучить хореографа, который это делает (смеется) и пытаюсь у него узнать и выудить всю информацию об этом спектакле. Какова роль? О чём? Почему? Какая она? Чем она может отличаться от первоисточника, от изначального классического произведения?
— Насколько она может отличаться?
— У нас роль может быть адаптированная. Допустим, персонаж будет взрослее. Например, «Ромео и Джульетта» постановки Максима Севагина и режиссера Константина Богомолова. Этот спектакль отличается от оригинального произведения. Ромео у нас выходит из тюрьмы, он молодой, но в него закладывают другой характер, жизненные устои, поэтому почитать и посмотреть можно, но интересно еще самому раскрыть, доработать этого персонажа.
Если спектакль уже поставлен, то мы учим с педагогом конкретную роль, партию. Я также параллельно начинаю смотреть, читать. Однако от себя мы не уйдем, и то, что есть в нас, выходит наружу, и это должно украшать персонажа.
— Какова ваша роль в создании хореографии?
— Я сейчас ставлю номер для «Гала-концерта», который пройдет в октябре в Зарядье. Идея постановки, разработки хореографии и создания возникла у меня в один момент: просто появилась внутренняя потребность сделать что-то свое.
Всё упиралось в мои ощущения, состояния, чувства, в то, что я переживал и переживаю, испытываю, наблюдаю, вижу. Это хотелось вместить, выплеснуть в своей хореографии.
Я не считаю, что у меня может получиться нечто гениальное, это уже не мне судить, но появилось желание сделать что-то волнующее, что могло бы цеплять и забирать сердца, души, чувства зрителей, заставлять их переживать невероятно сильные эмоции, смотря на мою хореографию.
— Какие ваши дальнейшие действия?
— Я думаю, всё впереди. У меня не то чтобы грандиозные планы, но есть большие идеи. Есть желание сделать даже спектакль, например, по произведению «Мартин Идена», которое я когда-то прочитал. Оно сильно запомнилось мне тем, что наполнено драматизмом, цепляющим сюжетом, историей.
Современная хореография разная, она может быть бессюжетной. В основном это про движения, состояние, ощущение себя. Такие постановки там и бывают. Либо отстраненно-философские, но про движения, это тоже красиво. Хочется быть наряду с теми хореографами, постановками, которые уже есть, и чтобы также была моя хореография, которая имела невероятную энергетическую составляющую, от которой замирало дыхание, сердце.
— Что вами движет?
— Это внутренний порыв, который меня несет к созданию. Возможно, я что-то недополучаю в своем театре по репертуару. Я не скажу, что все спектакли посредственные и на меня никак не повлияли — нет, конечно. Каждый спектакль оставляет и оставил во мне много всего, будоражил до мурашек. Но это, видимо, потребность каждый раз испытывать подобное, получать, получать, получать. Из-за этого всего мне хочется создавать такого плана вещи, как можно больше реализовывать идеи.
— Опишите по часам свой день. Есть ли отличия по тренировкам?
— У меня выработалась странная привычка: вставать не ровно в определенное время, например в 08:00, 09:00, 10:00, а в 09:03, 09:04. Видимо, это те минуты, которые мне бы хотелось еще «доспать». Просыпаюсь в это время, завтракаю, сажусь в машину и еду прямиком в театр. Каждый день в 11:00 часов у нас начинается класс, после него уже репетиции. Я не могу конкретно сказать, сколько и в какой день уходит времени, потому что всё всегда по-разному, у нас настолько ненормированное расписание.
У меня может ничего за весь день не быть, например, один класс, и ты бежишь радостный, волосы развеваются от счастья, что у тебя ничего нет. Но я все-таки за то, чтобы были репетиции, без них скучно, мне хочется заниматься делом.
Появляется свободное время, но ты даже не знаешь, куда его потратить. Настолько мы все загнаны в этом режиме, что иногда ты не понимаешь, почему нет репетиций. Когда их много — тоже очень тяжело, в среднем может быть 3 репетиции в день.
— Как проходит день спектакля и день без него?
— Когда нет спектакля, бывает такой период времени, что репетиции просто идут подряд, одна за другой, с перерывом примерно в 5 минут. И здесь ты недоумеваешь, как это вообще можно осмыслить, такие дни тоже бывают.
А когда есть спектакль, у нас есть правило, что перед ним репетиции у всех идут до 14:00, чтобы не перетрудиться, лишнюю энергию не потратить. Особенно если у меня главная партия и роль, то я вообще могу не приходить на репетицию, потому что мне нужно будет подготовиться к важному спектаклю.
Но ситуации бывают разные, и приходится даже перед ответственными важными показами пойти на репетиции. Допустим, когда нужно кого-то вводить в спектакль, тебе необходимо быть на репетиции, чтобы помочь, это наша работа.
Здесь нельзя спорить или возмущаться. У меня раньше был момент, что я перед выступлением приезжал конкретно к нему, занимался сам и шел на спектакль. Сейчас мне спокойнее и лучше приехать с утра на класс к 11:00, позаниматься, разогреться, почувствовать, посмотреть, попробовать и уехать домой, заняться своими делами, отдохнуть.
«Поспать получается редко, в основном подремать, "отдохнуть головой" и после вернуться в театр»
Приезжаю я примерно в 16:30, почти всегда стабильно в 17:00. Начинаю грим, если речь не о современных спектаклях балета, где не требуется сложная прическа, грим. Или я стою во втором отделении, так тем более могу приехать позже, например к 18:00.
— Сколько времени вы тратите на классы, репетиции, грим, костюм?
— По времени примерно так: класс — час, репетиции — 45–60 минут. Однако если это большая роль и с двумя партнершами, то она может быть 2,5 часа. А грим и костюм, если я начинаю в 17:00, за час примерно успеваю сделать.
— Расскажите про отличия мужского от женского костюма?
— Бандаж — это специальное белье для мужчин. Думаю, у девушек тоже есть что-то подобное, но оно более тонкое, для костюмов, для пачек, трико. Я особо в этом не разбираюсь.
Знаю про свой бандаж, он выглядит как женские стринги, но для мужчин специальные, чтобы визуально всё выглядело очень прилично и красиво.
— Что из себя представляет мужской грим?
— Для девушек делают больше в их стиле: какие-то тени, макияж. У мужчин он более сдержанный, нас гримируют по-мужски, чтобы это не было вульгарно, слишком вызывающе, ярко. Всё зависит от спектакля.
Если требуется, то гримируют сильнее, ярче, и это уже не мужской грим, а обычный, который необходим для этой партии. В основном создается сдержанный грим, но он должен быть виден, подчеркивать всё: и глаза, и скулы. Однако всё это выглядит на артисте балета по-мужски.
— Какие спектакли и хореографы оказали наибольшее влияние на вашу работу?
— В театре Станиславского кладезь хореографов и спектаклей, он не может не привлекать и не заинтересовывать артиста. Мне кажется, многие артисты, не работающие в нашем театре, хотели бы станцевать некоторые спектакли, ведь они нигде и никогда в России больше не шли. Я застал своего первого художественного руководителя Игоря Анатольевича Зеленского, а потом уже и Лоран Илер. Благодаря им в театре появились невероятные спектакли.
Например, «Марлинг», «Манон» — это великие английские спектакли, которые нигде не показывают в России.
Лоран Илер привез столько всего интересного, что мы попробовали, впитали, почувствовали, станцевали. Это просто невероятно.
«Ты гордишься тем, что ты можешь это танцевать, а не кто-то другой»
Много выдающихся хореографов оказали сильное влияние на мою работу, например, Уильям Форсайт. Мне также удалось поработать с Охадом Нахариным, и одно из интересных — танцевать дуэт, который он ставил.
Помню чудесный опыт с Александром Экманом и его спектаклем «Тюль». Также был номер с партнершей, мы исполняли его под музыку Radiohead постановщика Роберта Бондара, это всё эксклюзив для наших артистов и театра, поэтому меня переполняет гордость. Также у нас был хороший спектакль Кристиана Шпука «Анна Каренина», это в принципе не новая постановка, но конкретно для нашего театра она была новая, зарубежная. Еще «Чайка» Джона Ноймайера, которого я всем сердцем люблю и уважаю. Этот спектакль играет и занимает очень важную роль в моей жизни.
— Какие советы вам обычно дают?
— Вообще дают много общих советов, мне понравился один из таких от своего педагога: «Терпи». Не то, что твое время настанет, а терпи физически и иди.
То есть не время само придет к тебе и всё получится, а мы тоже должны для этого приложить усилие, некую внутреннюю борьбу с собой, смирение и терпение. С терпением нужно обязательно работать дальше, и идти к этой цели. Несправедливости много, поэтому оно необходимо.
— А какое наставление вам запомнилось на всю жизнь? От кого?
— Мы с Лораном очень много беседовали, часто у него в кабинете общались. И он однажды сказал: «Take is risk. Go for it» (рискуйте, действуйте. — Прим. ред.).
На самом деле, он потом много кому такое говорил и говорит, только уже в другом месте — в Мюнхене. Но эта фраза очень запомнилась мне, и я с тех пор начал по-другому к этому относиться.
Ты даешь себе шанс, раскрываешься тем самым, проходя через страхи, зажимы, ты рискуешь, и ты себя взращиваешь, открываешь по-новому. Я часто хожу с этими мыслями, особенно когда что-то готовлю, я думаю: «Так, а я что? Слабак, что ли? Take is risk. Всё, хватит. Ты прекрасен, ты сильный, ты всё умеешь, иди и делай!»
— Поделитесь забавными историями из закулисья.
— Скорее больше не историй, а реакций на происходящее на сцене из-за кулис. У меня была ситуация, в важной партии в балете Джона Ноймайера. Я вышел в нетанцевальных гетрах, не от костюма, и протанцевал какую-то часть, потом ко мне вышел артист и сказал: «Женя, снимай». Я спрашиваю: «Что снимать?» Потом смотрю на ноги, а у меня там гетры (смеется).
— Какие подобные ситуации были с вашими коллегами?
— Помню, что у нас артист выходил на сцену в жилетке (костюм, в котором артист балета греется. — Прим. ред.), вот он тоже протанцевал там минут пять, и как он ее перекинул через всю сцену после осознания — это смех и слезы.
Вообще разные ситуации происходили, было, когда артисты опаздывали выйти на сцену, и там своеобразная тоже реакция: стоят, недоумевают, что происходит. В основном это забавные реакции, артист может не тот костюм надеть, не от того акта, перепутать сапоги. Или у него выход на сцену через секунду, а ему говорят о том, что у него не тот костюм. И он пулей бежит, переодевается.
За кулисами разные смешные моменты бывают, прикалываемся над атрибутикой, декорацией, над тигром, над бутафорской Сильфидой, которую сделали.
«Происходит много того, чего не видят зрители»
— Сталкивались ли вы с форс-мажорами?
— Был у нас новый «Щелкунчик». Вот танцуется второй акт, па-де-де, и у полсцены отключаются софиты. Они разделяют сцену пополам, остается только место на авансцене, где приходится ребятам танцевать, так как там есть свет.
А мы все стоим за кулисами, взявшись за голову, и думаем: «А что? А как?» Нам же по всей сцене надо танцевать. Еще один момент был, когда на премьере балета «Чайка» загорелся деревянный помост на сцене, начался пожар.
— Как вы поддерживаете свою форму и здоровье, чтобы продолжать танцевать на высоком уровне?
— Я не сильно переживаю за свою форму, потому что в принципе от природы худой, но с возрастом некоторые места локально увеличиваются, это визуально заметно, и мне педагог об этом говорит.
Поэтому приходится поменьше есть сладкого, хотя я очень люблю всё это. С того сезона я сильно похудел, как мне сказали, это прекрасная форма, да и мне нравится.
— Следите за здоровьем?
— Что касается здоровья, я грешу сигаретами. За здоровьем, конечно, нужно следить вовремя, особенно за ногами. Это тоже внутреннее ощущение себя: мы должны чувствовать, обращать внимание, что нам говорит тело, не стараться его игнорировать, а, наоборот, прислушиваться, потому что болит не просто так.
Если мышцы болят — это одно дело. А если что-то другое, то к этому нужно обязательно прислушиваться и незамедлительно пытаться что-то сделать, чтобы предотвратить последствия. Это всё издержки нашей профессии. Мы не можем быть не травмированными, но всегда есть шанс избежать этого, предотвратить дальнейшее развитие растяжения. Просто надо уметь слушать себя и свое тело.
— Я знаю, что девушки в балете придерживаются достаточно жестких диет, из-за которых впоследствии сталкиваются с пищевыми расстройствами. Для мужчин тоже есть требования в весе, росте?
— По поводу роста: мы не можем на это повлиять. Что касается веса, есть эстетические требования. Я знаю про РПП, у меня есть знакомая, которая страдает им, но мне кажется, что у нас в театре никто с этим не сталкивался.
Подобное происходит в пубертат, в училищах, когда педагоги начинают сильно ругать за вес, а все-таки на тот момент организм растущий, он изменяется, и потом происходит взросление. После пятого балетного класса многие начинают набирать вес, и это нормально, на это невозможно повлиять естественным путем.
«Кто-то сталкивается с этим в более сильной форме, а кто-то — нет»
Когда девочки начинают разными способами худеть, это приводит к плачевным и печальным последствиям и итогам.
— Какую диету вы используете?
— Лично я конкретных диет не придерживаюсь. У меня и у многих коллег есть проблемы с желудком, только не потому, что мы себя ограничиваем в чём-то, а из-за режима работы, который не позволяет нам своевременно поесть, отдохнуть.
Когда репетиции идут подряд, невозможно пообедать, и, соответственно, ты хочешь есть, ты не знаешь, что делать, потому что поесть у тебя нет времени. А забивать желудок даже мелким перекусом не хочется, поэтому желудки болят.
— Как вы справляетесь с физическими и эмоциональными требованиями профессии солиста балета?
— Это уже опыт, каждый проходит эту школу. Кто-то, выпускаясь, уже адаптированный, закаленный. Самый главный момент — эмоциональный. Если человек эмоционально слаб и подвержен каким-то срывам, то такому артисту придется тяжело, с этим нужно работать. Мне тоже бывает эмоционально и физически трудно, но это опыт, ты просто знаешь, как справляться.
— Что вам помогает?
— Я для себя понял, что нужно в это играть, то есть мы не показываем шоу, нас никто не заставляет силами идти на сцену, у нас это должно быть в удовольствие.
В любом случае, мы делаем представление, показываем спектакль, тратим энергию, мы не можем выйти пустыми. Но чем легче, без лишнего волнения отнесемся к этому, тем лучше мы себя почувствуем физически и эмоционально.
Эмоции забирают очень много физических сил, но это не значит, что нужно быть холодным и отрешенным. У всех разные приемы, способы и методы, я просто пытаюсь так играть, выходя на сцену, отдаваться, чтобы получать удовольствие от процесса. Могу поиграть сам с собой, со зрителем, взглядом, движением, руками, насладиться тем, что сам делаю.
«Должна быть такая эмоциональность, которая тебя несет в хорошем смысле»
— Как вы восстанавливаетесь после спектакля?
— У меня нет конкретных методов, способов восстановления. Бывает так, что после спектакля ты приходишь с 300% заряда, ты еще можешь станцевать. А через день ты приходишь с ощущением, как будто тебя палками били, и даже не можешь встать. Но я часто могу, придя домой, полежать в ванне, расслабиться.
— А когда сильная нагрузка?
— У меня в конце сезона было четыре спектакля за два дня, это сложно. И приходилось внутри себя просто распределять физику и эмоциональность, начиная с первого дня спектакля. И придя домой, можно выпить виски или рома, кто как хочет.
— Как у вас обстоят дела со сном?
— По возможности следует поспать, потому что у меня и у артистов часто бывает, что после спектакля мы засыпаем в 3–4 ночи. Однажды прошел спектакль «Снегурочка», сильно эмоциональный и физический. Мы с партнершей переписывались:
— Спишь?
— Нет, не сплю.
А время — три часа ночи, поэтому ты просыпаешься в странном виде. Хорошо, если на следующий день выходной, ты можешь его потратить на себя: пойти в баню, в бассейн, на массаж, полежать дома. Но когда тебе надо на следующий день на работу, то здесь невозможно быстро восстановиться Время должно пройти, и всё.
— Вы испытываете волнение перед выходом на сцену? Что помогает вам успокоится? Есть ли у вас какой-нибудь ритуал?
— Да, я испытываю волнение перед выходом на сцену, но это не паника, а приятная взволнованность от ощущения того, что сейчас будет происходить на сцене. Прежде всего потому, что это ответственность, твоя профессия.
Ты не можешь просто выйти, улыбнуться и ничего не сделать, так что хорошо, что есть такое чувство и состояние, оно тебя держит. Нет способов, которые помогают успокоиться, так как это легкое волнение. Я просто разогреваюсь, могу быть общительным, нахожусь с самим собой. За несколько секунд до выхода абстрагируюсь, чтобы меня никто не отвлекал, разогреваюсь, концентрируюсь, чтобы хорошо выступить. Ритуал есть: крещусь и целую сцену.
— Вы гастролировали по Германии, Италии, Болгарии и другим странам. Где вам понравилось больше и почему?
— Я действительно много гастролировал. Но все перечисленные страны я застал в период обучения в училище, там было другое время. Очень запомнилась Италия, Венеция, каналы. Каждая страна оставляет отпечаток, но я не привязываюсь к месту как таковому, чтобы туда постоянно возвращаться, скучать. Просто есть места, где очень хорошо, а есть те, где обычно.
Публика в Европе более сдержанная, воспитанная. Например, взять Азию: там вообще как будто впервые видят, и для них это что-то необычное, невероятное. Но это и хорошо, артисту всегда хочется получить обратную связь, реакцию, те же аплодисменты, эмоции.
— Как вы относитесь к современным тенденциям в балете, таким как смешение жанров и эксперименты с музыкой и костюмами?
— Положительно. Тут вопрос в том, умеют ли всё это трансформировать так грамотно и искусно, чтобы это было интересным. Очень здорово, когда звучит классическая композиция и при этом идет современная хореография. Если это сделано со вкусом, то этому нет цены.
Главное — умело всё это делать, смешивать жанры, использовать необычные костюмы, и тогда из этого тоже рождаются прекрасные вещи, поэтому я за эксперименты, творения.
— Какое влияние оказали санкции на русский балет?
— Санкции ограничили нас в выборе зарубежных хореографов, которых мы могли себе позволить до этого. Это в какой-то степени потеря, а в какой-то — новые открытия наших, современных мастеров, для них это глоток свежего воздуха, возможность для роста.
«Русский балет остается русским балетом, он никак ничем не испортился и не завял, он всегда у нас сильный»
Европа сейчас не видит русский балет, спектакли наших артистов, но это для кого-то лично может быть беда или травма. Однако мы живем в тех обстоятельствах, которые нам предложены, и нам нужно в любом случае продолжать развивать русский балет, не останавливаться. Мы становимся только сильнее.
Пусть скорее пройдет это время, и мы вновь сможем удивить европейскую, зарубежную публику своим русским духом. Мы не только можем впечатлить наследственным, традиционным балетом, но и современными постановками в том числе, а Европа как раз сильно славится современной хореографией.
— Какие советы вы бы дали начинающим артистам балета, которые хотят достичь успеха в этой профессии?
— Повторю фразу, которой меня научил Лоран Илер: «Go for it». Нужно идти вперед, напролом, если действительно хочется преуспеть в этой профессии, потому что классический балет — не просто выйти станцевать. Это настоящая философия, зарождение, постоянное открытие нового, интересного.
И не нужно ждать, когда жизнь перестанет быть трудной, чтобы быть счастливым. Трудности будут всегда, без них никуда, они нас делают сильнее.
«Маленькие шаги к успеху делают нас счастливыми, а все мы хотим ими быть»
К сожалению, путь артиста тернистый, непростой, никто не принесет на блюдечке ничего готового, так и неинтересно было бы. Все хотят быть счастливыми, чтобы быть ими, нужно немножко постараться, потрудиться, и тогда будет смысл, если молодые артисты стремятся и хотят быть первыми, лучшими.
— Что вам интересно помимо балета? Какое у вас хобби?
— Я поймал себя на мысли, что мне интересно водить машину, несмотря на то, что за рулем я ежедневно и, казалось бы, могу уставать.
Но мне почему-то езда на автомобиле доставляет удовольствие, это мое пространство, где я нахожусь сам с собой и управляю ситуацией, ловлю наслаждение и свободу в этом.
Еще я люблю петь, часто везде пою, даже думаю найти репетитора по вокалу, заняться голосом. Пишу картины, но редко, потому что на это нужно отдельное время, спокойное состояние. По возможности я всегда сажусь за холст и начинаю писать.
Еще я люблю читать стихотворения, давно их пытался сочинять, ну и сейчас могу, но это дается с трудностями, много мыслей, а чтобы красиво сложить слова, нужно умение, поэтому люблю читать, рассказывать наизусть, у меня даже есть некоторые читки стихотворений в соцсетях.
— Правда или миф, что солисты балета слушают только классическую музыку?
— Почему-то принято к определенной профессии относить какое-то правило, но оно стереотипное, штампованное, непроверенное и неоднозначное. Все мы люди с разным внутренним миром, устройством мышления, вкусом.
Допустим, у нас много артистов, которые танцуют балет, но ездят на мотоциклах. Несхожие, казалось бы, вещи, но интересный контраст. И это нормально, поэтому тот факт, что артисты балета слушают только классическую музыку — миф.
Я слушаю любую музыку. Могу Меладзе, могу Преснякова включить. Из зарубежных — Робби Уильямса, например. Также инструментальную музыку, всё по настроению. Главное, что мне это должно нравиться, быть мелодично, красиво. Однозначно люблю лирику, такой я человек.
Почитайте также наше интервью со звездой театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Анастасией Лименько. Балерина рассказала MSK1.RU о проблемах с пуантами из-за санкций и поделилась своими представлениями о будущем этой сферы.
Кроме того, мы публиковали фоторепортаж с генеральной репетиции лучшего балета Урала на Новой сцене Большого театра.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».