Арт-директор Юлия Галкина работала во многих коммерческих и студенческих кинопроектах, в том числе над картиной, принявшей участие на фестивале «Короче-2023» в Калининграде. Также девушка выступала в качестве художника-постановщика в коротких метрах для онлайн-платформ и работала над съемками клипов.
Мы поговорили с Юлией о том, как попасть в киноиндустрию без профессионального образования и какие этапы проходят участники процесса. Также девушка рассказала MSK1.RU о главных сложностях своей работы.
— Юлия, как вы попали в киноиндустрию? С чего начинали?
— Я очень долго искала ту сферу, которая будет приносить мне абсолютное удовольствие. В детстве при просмотре фильмов я пыталась проанализировать их не с точки зрения зрителя, а с точки зрения того, как фильм производится, как создается та или иная сцена, наносится грим.
В кинотеатрах у меня всегда было очень неусидчивое состояние, потому что во время просмотра присутствовало стойкое ощущение, что я хочу принять участие в съемках чего-то не менее классного, чем то, что я сейчас смотрю на экране.
— Какие навыки и качества нужны для успешной карьеры в киноиндустрии?
— Самые главные навыки и качества, которые я могу отметить: стрессоустойчивость, коммуникабельность и умение не спать несколько дней подряд. (Смеется.) Съемочный процесс может проходить с накладками, и физически это действительно сложно. Неважно, какую позицию ты занимаешь, тяжело абсолютно всем. Но я считаю, что достичь успеха поможет бескрайнее трудолюбие.
— Какие сложности могут возникнуть на съемочной площадке и как они решаются?
— На самом деле сложности возникают совершенно разные: начиная с того, что кто-то забыл какую-то часть реквизита, заканчивая тем, что режиссер полностью пересматривает видение какой-то сцены, и вы начинаете быстро всё менять и переделывать. В основном они возникают, когда поджимает время.
Необходимо стараться укладываться в сроки, поскольку от них зависит очень многое, буквально каждый съемочный день рассчитан. В таких случаях команда переходит в режим повышенного стресса, что способствует срочному принятию решений. В таком состоянии мозг начинает работать на тысячу процентов, и самые разные пути решения приходят сами собой.
Я лично сталкивалась с тем, что режиссер за день до съемок полностью пересматривал запланированную сцену, и мне, будучи художником-постановщиком в этом проекте, приходилось в ночь ехать за другим реквизитом и создавать новые декорации, чтобы уложиться во все необходимые сроки.
— Поделитесь случаями со съемок, которые вам запомнились на всю жизнь.
— Мне запомнился студенческий проект, в котором в качестве актера выступал минипиг (карликовая домашняя свинья). Он специально был куплен для съемок и в течение двух месяцев рос, качественно и хорошо питался. Я раньше никогда не работала с животными на площадке, это было для меня в новинку. Съемки проходили в частной московской школе, и самое веселье началось, когда он шустро вырвался из рук актера и побежал в неизвестном направлении.
Мы долго пытались его догнать, и несмотря на то, что минипиг крохотный, бегал он нереально быстро. К сожалению или к счастью, школа была совсем не маленькой, что потребовало задействовать 10 человек для успешной ловли свинки. Этот случай стал одной из тех историй со съемок, которые я с удовольствием рассказываю друзьям и коллегам.
— Расскажите про взаимоотношения съемочной группы, актеров и режиссеров.
— Никто не позволяет себе переходить на личности. Неважно, враги вы или друзья в реальной жизни, но, когда мы работаем, вокруг царит уважение к труду друг друга. Люди настолько сконцентрированы на работе, что не позволяют каким-либо другим чувствам проникать в съемочный процесс, и это, наверное, один из приятных аспектов в моей профессии.
Конечно, за кадром, мы все такие же люди со своими взаимоотношениями. Если это новая команда, то мы знакомимся, можем пойти выпить кофе, пообщаться, обсудить актуальные темы, новости.
«Кто-то может кого-то невзлюбить, это тоже вполне естественно и нормально»
— Какие требования предъявляются к актерам при съемке в кино?
— Требования к актерам абсолютно разные, всё зависит исключительно от того, что хочет видеть режиссер, а конкретно — это соответствие человека тому персонажу, которого он будет играть. Естественно, самое главное — умение играть правильно и чувствовать персонажа так, как его видят создатели. Не обходится и без требований касаемо внешних качеств, потому что все-таки мы смотрим не только на игру человека, но и на его внешний вид, который должен соответствовать сути и характеру персонажа.
— Как попасть в профессиональное кино без образования?
— Это точно моя тема, потому что я сама получаю высшее образование не в сфере кино, а в педагогическом университете. В кино я попала благодаря собственному напору и неимоверно сильному желанию.
Всё возможно, если погрузиться в круг людей, которые этим занимаются. Это могут быть люди, которые учатся в сфере кино, или люди, которые открыто показывают тонкости съемочного процесса в Сети.
Я, например, заимев желание принимать во всём этом участие, случайно наткнулась на потрясающего режиссера, с которым впоследствии познакомилась и разговорилась. Она пригласила меня на мои первые съемки, за что я ей до сих пор благодарна. Наглядно посмотреть и принять участие в проекте для новичка без опыта — очень ценно.
«Могу сказать, что в кино любые кадры действительно нужны, и нужны даже те кадры, которые профессионального образования не имеют»
Пока ты работаешь на подобных позициях, ты можешь изнутри посмотреть, как создается кино, как в нем работают люди на других позициях. У меня огромное количество живых примеров людей, которые без киношного образования успешно работают в качестве и продюсеров, и режиссеров в крупных коммерческих проектах.
— Каким образом происходит подбор локаций для съемок и какие факторы учитываются при этом?
— Подбор локаций для съемок проходит в зависимости от тематики съемок. У меня есть отличный пример — съемки клипа, в котором было принципиально важно взять квартиру коммунального типа с советским духом. В основном такие квартиры находятся либо на окраинах, либо в самом центре города.
Если рассматривать подбор локаций в целом, то, естественно, всё зависит от пожеланий режиссера, сценариста и тех, кто придумывал саму идею картины. Факторы, которые учитываются: стоимость, время аренды локации и сам антураж.
— Какие тенденции можно наблюдать в киноиндустрии в последнее время?
— Из тенденций, которые лично я заметила, — это то, что киноделы начинают больше углубляться в тему психологии. Например, всем известные сериалы «Триггер» или «Медиатор».
«На мой взгляд, режиссеры сейчас пытаются больше сыграть именно на облицовке внутренних чувств человека»
Сейчас важно поднимать современные и актуальные темы, такие как как психология, феминизм и свобода.
— Должен ли труд в кино на первых этапах оплачиваться? Или можно выйти на смену бесплатно?
— Любой труд должен оплачиваться, но не всегда речь может идти о деньгах. Если это ваш первый проект — не обязательно, что вам заплатят деньги, но самое главное, чтобы это был взаимовыгодный бартер, вы даете проекту свой труд, а этот проект дает вам опыт и портфолио. В будущем, когда этот опыт уже набран, нужно обязательно начинать работать за деньги. Никто не будет ценить ваш труд так, как вы сами его цените.
В самом начале я тоже выходила на студенческие проекты абсолютно бесплатно. Поэтому если проект действительно интересный и ты уверен, что он может дать тебе тот бесценный опыт, который ты не получишь ни на каком другом проекте подобного типа, то стоит попробовать.
— Какие советы вы можете дать начинающим актерам и другим желающим, которые хотят пробиться в киноиндустрии?
— Самое главное — на постоянной основе развивать все свои навыки и не останавливаться в поиске проектов. Совершенству нет предела. Запишитесь в актерский кружок, прочитайте книгу по актерскому мастерству, но не останавливайтесь. Всем, кто хочет поучаствовать в кино, главное просто сделать шаг, как бы банально это ни звучало, попробуйте хотя бы один раз выйти на смену в студенческом проекте и набирайте свое портфолио для будущих крупных проектов.
— Вы работали не только профессионально, но и со студентами. Расскажите, какие основные отличия. С кем вам интереснее работать? Приведите примеры.
— Самое главное отличие между профессиональными киноделами и студентами — это то, что студенты более нервные, потому что для них съемки являются достаточно важной частью обучения, и от каждого их проекта зависит не только, понравится это какому-то определенному кругу зрителей, но самое главное — примет ли это их мастер. В основном это проблемы сроков или недостатка бюджета на какие-то проекты.
Я не могу сказать, с кем интересней работать, поскольку всё зависит от самого проекта. Порой студенты выдают такие нереально интересные идеи, что могут в будущем составить большую конкуренцию нынешним режиссерам. В целом со студентами, естественно, веселее, вспомнить только вышесказанную историю с минипигом.
— Когда вы работали над ремейком известного хоррора «Пила», какие тонкости в работе гримеров, в целом антуража вы подметили? Насколько сложно достичь реалистичности в гриме, например, искусственной крови?
— Самое главное условие для искусственной крови — чтобы она не оставляла противные красные следы на коже после умывания. В целом с кровью всё максимально просто, и если не рассматривать случаи, когда нужен определенный оттенок, то это всё можно купить в специализированном магазине.
«Работа гримеров — это очень тонкое искусство, ювелирная работа»
Помимо своего большого чемоданчика со всякими принадлежностями, при необходимости гримеры используют всё, что попадается под руку, так как самое главное — результат. При работе на этом проекте самым главным в антураже, помимо грима, который воссоздавали с героини «Пилы», была локация. Антураж был важен именно в декорациях. Локация была подобрана в стиле подвала, темного мрачного места, который одним своим видом морально давил на зрителя.
— Вы сталкивались с актрисами или актерами, которые страдают звездной болезнью?
— Естественно. Самое интересное, что обычно звездной болезнью страдают именно те актеры, которые не участвовали в особо крупных и популярных проектах.
По опыту общения с действительно востребованными актерами могу сказать, что в жизни они все достаточно душевные, спокойные и крайне профессиональные. Они не пытаются качать права из-за своей известности или давить на съемочную группу, они просто качественно выполняют свою работу. Я считаю, именно поэтому такие актеры впоследствии становятся востребованы: они проявляют весь свой профессионализм.
— На ваш взгляд, сейчас можно попасть в кино, как раньше? Например, когда приглашали людей с улицы, если они им подходили по типажу, но не имели актерского образования.
— То, что раньше в кино брали людей, просто увидев их на улице, — это больше миф, чем правда. Подобное можно подметить в Голливуде, где действительно очень многие популярные актеры не имеют образования. У нас всё-таки больше ценится профессионализм и вовлеченность в это дело. Исключения могут быть, но о них не так часто слышно.
Что еще почитать
«Это внутренний порыв, который меня несет к созданию». Артист балета — об искусстве, сильных нагрузках и смешных ситуациях за кулисами;
«Соедини свою боль с удовольствием». Анастасия Лименько — о проблемах с пуантами из-за санкций и будущем балете;
«Я только искусством могу влиять на что-то»: как известный скульптор Даши Намдаков создает биеннале в глубине;
«Случайный танец с клиентом изменил мою жизнь». Как сотрудница банка создала студию с кизомбой и сальсой.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».