MSK1
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Москве

Погода+17°

ясная погода, без осадков

ощущается как +15

2 м/c,

сев.

761мм 34%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Культура мнение От любительских съемок к «Оскару». Почему якутское кино стало международным феноменом, но в России считается националистским

От любительских съемок к «Оскару». Почему якутское кино стало международным феноменом, но в России считается националистским

Фильмы из Республики Саха смотрят во всём мире, а Роскомнадзор их запрещает

Рассказываем, почему якутское кино стало международным феноменом

В конце сентября Минкультуры РФ отозвало прокатное удостоверение у фильма «Айта» Степана Бурнашева. До этого Роскомнадзор обнаружил в картине «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России», а сам фильм удалили с российских стриминговых площадок.

Новости вокруг «Айты» — самой кассовой картины этого региона — вновь оживили дискуссию о феномене якутского кино, который иногда называют «якутской новой волной». В этом материале корреспондент MSK1.RU Никита Куликов расскажет, чем так знамениты фильмы из Якутии и почему на них обратили внимание федеральные регуляторы.

Принцип единства народов

В Российской Федерации живет около 200 народов, которые говорят почти на 300 языках и диалектах. Это нам рассказывают в школе, а еще на сайте Минобрнауки. При этом хоть немного заметного кинематографа не на русском языке практически нет. На самом деле существует всего два очага специфически национального кино в России: это фильмы выпускников кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, режиссеры которой обычно снимают про проблемы Кавказа, и якутское кино.

Оказалось, что кино, снятое не на русском языке, а на языке малых народов, может пользоваться популярностью. Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», снятый полностью на осетинском, стал обладателем гран-при конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. А «Айта» Степана Бурнашева, снятая на якутском языке, стала самой кассовой картиной из Якутии. Сборы фильма составили больше 26 миллионов рублей, а в кино картину увидели почти 80 тысяч человек. Согласитесь, неплохо для авторского фильма из национальной республики?

Спустя полгода, после выхода фильма в прокат, Роскомнадзор увидел в нем «неравенство лиц по национальному признаку»:

— В картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку: положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности, — так в ведомстве объяснили свое решение (цитата по «Ведомостям»).

Сам режиссер Степан Бурнашев нашим коллегам из Psychologies объяснял, что раньше сталкивался с проявлениями дискриминации в свой адрес и выступает против шовинизма и национализма.

— Я не снимал фильм про якутский национализм. Когда кажется, что «все на одно лицо», можно учиться различать. Мы видим разные лица в кино и начинаем разделять. Можем отличить немца от шведа, японца от корейца, бурята от якута… А если не хотеть различать — будешь так и считать, что все на одно лицо, — говорил Бурнашев.

Решение об отзыве прокатного удостоверения Степан Бурнашев назвал «грустным и абсурдным», а также заявил, что и дальше будет «снимать кино, творить у себя в стране». Бурнашева поддержал и глава Якутии Айсен Николаев, который во время «Прямой линии» высказался в защиту Степана Бурнашева и его коллеги — якутского режиссера Дмитрия Шадрина, чей фильм «Кандидат» вообще не получил прокатное удостоверение.

— Знаю, что оба они патриоты, и никаких фильмов про нетрадиционные ценности, про национализм они снимать в принципе не способны. У них этого в голове вообще нет, — заявил Николаев.

Откуда внимание к якутскому кино

Появление якутского кино как отдельной категории и зарождение «якутской новой волны» принято отсчитывать с 2004 года, когда режиссер Сергей Потанов снял короткометражку «Любовь моя…» про двоих братьев, которые решили ограбить банк. С середины нулевых в республике снимается всё больше фильмов — в основном для внутреннего рынка. Спонсируют их местные бизнесмены в обмен на рекламу.

Заметный всплеск внимания случается к концу десятых. Тогда якутское кино становится важным участником разных кинофестивалей. Например, в 2017 году сразу 12 фильмов из республики показывают на фестивале в Пусане, Южная Корея. А в следующем году «Царь-птица» Эдуарда Новикова получает главный приз на Московском международном кинофестивале, главный приз Asian World Film Festival и награду «За высокую художественность» на фестивале в Монреале. В картине о стариках, которые приютили у себя дома орла, кинокритики отмечали магию слияния цивилизации и природы, а также особое обаяние от простоты этого фильма.

К этому времени якутское кино — уже феномен, о котором отлично знают киношники и все жители Республики Саха. У этого рынка сформировалась определенная структура, которую для «КиноПоиска» описывал программный директор Якутского международного фестиваля Алексей Медведев.

Первое направление — это жанровое кино, в том числе хорроры и триллеры. Дело в том, что якутские режиссеры много работают с фольклором, который отлично ложится именно в эту жанровую парадигму. К этому направлению, к слову, относится и Степан Бурнашев, снявший уже упомянутую нами «Айту» и еще несколько отличных фильмов. Есть, конечно, и комедии — за них в основном отвечает студия DETSAT («Дети Сахатеатра»). Это, в том числе, и фильм «Кандидат» Дмитрия Шадрина, который в итоге не получил прокатное удостоверение.

Второе направление — арт-мейнстрим, активно завоевывающий внимание кинематографистов на фестивалях. Именно так и сработал фильм «Царь-птица». Третий путь, который выделяет Медведев, это чисто авторское кино. Успех фильмов этого направления закрепил статус якутского кино как феномена и сделал его еще более популярным.

Якутские авторы: основные фильмы

Не менее важная точка в развитии якутского кинематографа — фестиваль «Кинотавр» 2020 года. В том году в Сочи Дмитрий Давыдов получил главный приз фестиваля за фильм «Пугало» — историю о якутской знахарке, которую все боятся, но только она может помочь и спасти людей.

Наши коллеги из «Фонтанки» после выхода фильма обратили внимание на то, что кажется именно с «Пугалом» из медиа и индустрии окончательно ушла некоторая предвзятость к якутскому кинематографу. Во всяком случае, после этого фильма Дмитрий Давыдов закрепил за собой статус одного из главных якутских режиссеров. В республике про это и так уже знали: премьера дебютного фильма Давыдова «Костер на ветру» прошла на кинофестивале в Пусане, а сам фильм получил главный приз кинофестиваля ImagineNATIVE. Второй фильм режиссера — «Нет бога кроме меня» — получил меньше внимания, но всё равно стал заметным участником на выборгском фестивале «Окно в Европу». Однако именно своим третьим фильмом «Пугало» Давыдов закрепляет статус важнейшего современного якутского режиссера.

Другой важнейший якутский режиссер — Владимир Мункуев. Его «Нуучча» — это неовестерн в Якутии, драма о русском каторжнике, подселенном в якутскую семью. Картина получила главный приз секции «Восток-Запад» на фестивале в Карловых Варах, а сам Мункуев — приз за «Лучшую режиссуру» на «Кинотавре».

Правда, выйти в широкий прокат картина так и не смогла — показ был запланирован с 7 апреля 2022 года. Фильм обвинили в русофобии, а у режиссера получилось выпустить только небольшой документальный фильм о съемках «Нууччи». Ситуация с этой картиной до боли напоминает историю фильма «Капитан Волконогов бежал» — он тоже должен был выйти 7 апреля 2022 года и затрагивает чувствительные темы в рамках современной ценностной политики в России. Недавно мы подробно рассказывали о «Нуучче», «Волконогове» и других фильмах, которые не вышли в российский прокат после февраля 2022 года.

Тем не менее Владимир Мункуев продолжает снимать. В ближайшее время мы ожидаем его новый фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым в главной роли. Мункуев работает над ним с Максимом Арбугаевым — еще одной звездой якутского кино. Прославила Максима и его сестру Евгению небольшая документалка «Выход» о миграции моржей на Чукотском море и глобальном потеплении. Картина была номинирована на «Оскар» в 2022 году в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».

«Выход» (реж.: Максим и Евгения Арбугаевы, 2022)

Чем популярнее становится якутское кино, тем больше внимания оно получает не только от зрителей, но и от регуляторов в России. А значит, они всё тщательнее будут проверять его на дискриминацию, дискредитацию, пропаганду и прочие вещи, с недавнего времени закрепленные в законе. Но будущее для якутских фильмов всё равно остается оптимистичным: за последние 20 лет это кино из нишевого регионального развлечения превратилось в международный феномен, претендующий на главные кинопремии в мире.

Согласны с автором?

Да
Нет
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем