Режиссер и худрук Роман Феодори (Ильин) два десятка лет проработал в красноярском ТЮЗе. Некоторые из его спектаклей получали спецприз премии «Золотая маска». Но пару дней назад депутат местного заксобрания Елена Пензина назвала Феодори «изменником-релокантом», который «живет за пределами России, получает довольствие в ТЮЗе и ставит там спектакли, порочащие Родину», под другим именем.
25-го октября режиссера уволили, а сегодня это подтвердили в театре. Главный редактор NGS24.RU Евгений Зиновьев в своей колонке объяснил, почему такой скандал в культуре - это повод для оптимизма.
Почему уволили Феодори
Пензина обратила внимание на спектакль «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», который шел в Тель-Авиве 9–10 октября. Его поставил Юваль Илин — по словам Пензиной, это Роман Феодори.
В следующем посте Пензина выложила скриншот спектакля с «Феодори и двумя иноагентами на одной сцене» (сыгравшие в спектакле Анатолий Белый и Михаил Шац, признанные иноагентами в России).
Официальная причина ухода худрука театра — семейные обстоятельства:
— Мы благодарим Романа Николаевича за содержательный ренессанс, который пережил наш театр. Это были фундаментальные изменения, вызванные силой таланта нашего худрука. Невероятные детские сказки, сильные, терапевтические спектакли на острые социальные темы для подростков и взрослых зрителей — это то, чем ТЮЗ стал знаменит на всю страну. Наш худрук оставляет Красноярску богатейшее и востребованное художественное наследие, — говорится в сообщении ТЮЗа.
Сложно сказать, насколько хорошо депутат Законодательного собрания Красноярского края Елена Евгеньевна Пензина разбирается в искусстве. Может быть, очень хорошо. Может, и не очень. Не суть важно — в конце концов, она же не министр культуры, для нее такой скилл необязателен. Для нас, избирателей, гораздо важнее, что Елена Евгеньевна исключительно хорошо разбирается в государственной политике, чувствует себя в ней, как рыба в воде, понимает тренды и следует им. И ее деятельное участие в судьбе художественного руководителя красноярского ТЮЗа Романа Феодори — яркое тому подтверждение.
Государство испокон веку участвует в жизни людей искусства. И чем человек талантливей, тем активнее участвует. Если творец, по мнению государства, «правильный» — дает денег. А если нет — устраивает проблемы. Но, рассматривая последствия этого участия в историческом контексте, понимаешь, что оное, хотя и доставляет определенные неудобства в моменте, как правило, идет людям искусства, а следом и всему обществу, только на пользу.
Так, всего-то лет 200 назад государство в лице государя-императора Александра I отправило Александра Сергеевича Пушкина в южную ссылку. За многочисленные твиты эпиграммы на чиновников. Царь так и сказал — мол, «наводнил Россию возмутительными стихами». К счастью, до полной «отмены» Александра Сергеевича тогда дело не дошло — преемник императора Александра был к Пушкину весьма благосклонен. Но царское недовольство только привлекло внимание к творчеству поэта, и сегодня имя Александра Сергеевича увековечено примерно везде — например, в названии красноярского драмтеатра.
Увековечен и Фёдор Михайлович Достоевский. Хотя каких-то лет 170 назад государство вывело будущего автора «Преступления и наказания», «Идиота» и «Бесов» на расстрел — за репост то, что распространял копии письма Белинского Гоголю и выступал против государственной цензуры. Впрочем, в последний момент государство смилостивилось и заменило расстрел на каторгу. Можно сказать, Фёдору Михайловичу повезло, и вывод на расстрел стал драматичным эпизодом его биографии, создающим вокруг писателя абсолютно оправданный ореол отважного борца с государственным мракобесием.
Гораздо меньше повезло одному из самых ярких поэтов Серебряного века — Николаю Степановичу Гумилёву. Каких-то лет 100 назад государство его таки расстреляло. За то, что не стукач донес куда следует о заговоре, о котором якобы знал. В городах полно улиц и переулков, названных в его честь. А стихи Николая Степановича учат дети в школе — моя дочка, например, декламировала на школьном конкурсе про того самого изысканного жирафа на озере Чад.
Вскоре после Гумилёва не повезло еще очень и очень многим людям искусства — Осипу Мандельштаму, Исааку Бабелю, Всеволоду Мейерхольду, Борису Пильняку… Все они с точки зрения тогдашнего государства сделали нечто такое, из-за чего никак нельзя было оставлять их в живых. А уж позволять творить — и подавно.
«Их убили, но их творчество убить не смогли — не существует в природе такой убивалки»
Потом времена сменились на более травоядные. И каких-то лет 60 назад государство не убило и даже не посадило в тюрьму Иосифа Александровича Бродского, а всего лишь отправило в северную ссылку. За то, что он тунеядец рассчитывал зарабатывать на жизнь поэзией… А вы знаете, какие изумительные экскурсии проходят сегодня в музее-квартире «Полторы комнаты» в Питере! Я был там в позапрошлом году и вышел абсолютно потрясенным и просветленным. Всем рекомендую. Только записывайтесь заранее — там нехилая очередь поклонников Бродского, всё расписано на месяцы вперед.
А в прошлом году был на потрясающей выставке «Цой. Путь героя», работавшей в Манеже — в шаге от Кремля — и посвященной, как вы понимаете, одному из самых ярких представителей протестного искусства 80-х. Это был волшебный повод порефлексировать над метаморфозами отношений государства и его лучших людей. И лишний раз убедиться, что память об этих людях неубиваема, а память об их гонителях и убивать не надо — она благополучно умирает своей смертью.
Нет, конечно, было бы несправедливым говорить, что о государственных деятелях, участвовавших в решении судеб людей искусства, общество забывает. Ни в коем случае.
Вот, например, в центре Санкт-Петербурга стоит удивительный памятник Николаю I, который царствовал, когда Достоевского выводили на расстрел. Правда, глядя на него, самим императором мало кто восхищается — ведь запомнился он тем, что развел в стране реакцию, цензуру и муштру, а под занавес правления с треском проиграл Крымскую войну. Взирая на памятник ему, мы восхищаемся скульптором Петром Карловичем Клодтом, который так точно всё рассчитал, что императорская коняшка уже больше полутораста лет стоит на двух копытах и не падает. Так же крепко зафиксировалась и память о не самом лучшем правителе, пускай и привязавшись к таланту человека искусства.
Что ж, дай бог, чтобы через много лет о Елене Евгеньевне Пензиной и многих других местных политиках в обществе (которое, я уверен, увидит еще много-много спектаклей Романа Феодори) тоже осталась какая-нибудь память.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».