Сегодня, 14 января, на 77-м году жизни умер российский поэт Лев Рубинштейн. Об этом сообщила его дочь в живом журнале. 8 января поэта сбила машина на пешеходном переходе в Москве. Он шел по наземному переходу на улице Образцова. Поэта госпитализировали в тяжелом состоянии, на водителя возбудили уголовное дело.
Корреспондент MSK1.RU пообщалась с теми, кто знал о Льве Рубинштейне не понаслышке. Они поделились своими воспоминаниями о нем и отношением к творчеству ушедшего из жизни поэта.
Влад Маленко: «В последние годы Лев Рубинштейн был одинок»
— Нас познакомили общие товарищи. Мы разных взглядов на многие важные вещи, но сатирическую заточку голов никто не отменял, поэтому некоторая осторожная взаимная симпатия витала, — рассказал MSK1.RU поэт, заслуженный деятель искусств России Влад Маленко. — Лев Семенович — квинтэссенция «шестидесятничества», ушедшего с головой в постмодерн.
«Он всегда напоминал птицу мандельштамовского разлива»
Маленко также отметил, что Лев Рубинштейн был остроумен, брезглив, тонок, склонен к поиску и самокопанию.
— В последние годы Лев Семенович был одинок. Он как бы стоял за углом, понимая начало русского вихря и боясь, что этот поток сорвет с него шапку, — уточнил он.
Владимир Ермак: «Рубинштейн был яркой личностью»
— Очень грустно от того, что Лев Рубинштейн покинул наш мир. Это большая утрата для современного мира, — сказал общественный деятель, художник Владимир Ермак. — Яркие личности должны всегда быть на слуху у молодежи и в целом у людей.
«У нас в России не за теми следят»
По словам Ермака, Лев Рубинштейн был яркой личностью советского андеграундного искусства, что и сейчас, на его взгляд, очень актуально.
— Он был общественным деятелем, который мог продолжать быть примером для миллионов людей, — подчеркнул общественный деятель.
Александр Шаганов: «Всегда имел свою позицию»
— Лев Рубинштейн, безусловно, заметная величина в литературном процессе. Он — литературный арт конца того века, — сказал в разговоре с MSK1.RU советский и российский поэт-песенник Александр Шаганов. — Для отечественной литературы каждый ценен, особенно тот, кто прошел переломные 90-е годы. Их взгляды, философия и поэтическое наследие, безусловно, останутся в нашей литературе, которая будет изучаться.
Шаганов также отметил, что Лев Рубинштейн был честным поэтом, всегда имел свою позицию, с которой можно было соглашаться или нет.
— У Льва Семеновича, безусловно, был свой взгляд, свойственный только его перу. Всё, опять же, говорит о том, что это очень важно для нашего литературного процесса, неотъемлемой частью которого он является с его откровениями и заблуждениями, — подчеркнул Шаганов.
«Рубинштейн был настоящим творческим человеком, который видел мир творческими глазами»
Маруся Михейчик: «Брала с Рубинштейна пример»
— Думаю, что каждый не раз слышал стихотворения «Мама мыла раму» и «Регулярное письмо». Поэт родился в послевоенное время и смог «поймать» слог, рифму и манеру написания публицистов ХХ века, — сказала нашему корреспонденту телеведущая Маруся Михейчик. — Мне всегда очень нравилось, что у Льва Рубинштейна не было четко выверенного слога — строфический размер и параллелизмы всегда были неожиданными и видоизмененными из произведения в произведение. В последние годы он всё так же продолжал писать актуальные строки для людей разных возрастов.
Маруся Михейчик отметила, что всегда брала с Рубинштейна пример с точки зрения журналистики и публицистики.
— Очень жаль, когда столь талантливые люди уходят из жизни, забирая с собой надежду на возрождение качественной современной поэзии, — добавила телеведущая.
Алла Соколова: «Поражала его манера слагать»
— Безусловно, очень жаль, что ушел из жизни такой человек, еще и при таких обстоятельствах. Как известно, по статистике, большинство людей погибает, переходя улицу на зеленый свет и по «зебре», — сказала режиссер и драматург, руководитель Московского независимого театра «Шанс» Алла Соколова. — Обидно, что Льва Семеновича не спасли, несмотря на то, что у нас неплохая медицина. Возможно, дал о себе знать и возраст.
«Обидно то, что человек умер в праздник — в старый Новый год»
Соколова также отметила, насколько Лев Рубинштейн был человеком разносторонним — библиографом и эссеистом, обозревателем, общественным деятелем и журналистом.
— Больше всего поражала его манера слагать. Она была необычна и интересна, — подчеркнула режиссер. — Лев Рубинштейн, безусловно, оставит большой след в поэзии.
Елена Морозова: «Рубинштейн относился к смерти легко»
— Я буквально сегодня говорила о Льве Рубинштейне со своими детьми. Я им рассказывала, что Лев Семенович был тем человеком, который меня поражал своим юморным творчеством и философским взглядом на жизнь. Моя дочь спросила: «Мам, так, может, ему сейчас там хорошо»? А я ей ответила, что у меня такое же ощущение, — рассказала MSK1.RU актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ Елена Морозова.
По ее словам, Лев Рубинштейн всегда относился к смерти достаточно легко. Он был убежден, что это просто переход в иную жизнь, а не конечная история. И даже на эту тему весело шутил.
— Я поражалась тому, насколько человек может легко и мудро рассуждать о смерти, — вспоминает Елена Морозова. — Помню, что я даже смеялась аж до слёз над тем, что он говорил.
По мнению актрисы, изюминка творчества Рубинштейна была в легкости к пониманию всего происходящего и в юморе. И он всегда и на всё имел свое мнение. Именно это Елена Морозова считает отличительной чертой Рубинштейна.
— Со Львом Семеновичем мы много раз пересекались на нескольких фестивалях. Меня с ним познакомил литератор Боря Бергер, — вспоминает Елена Морозова. — Я думала, что Рубинштейн будет вести себя статусно и помпезно, минут 15 сидела в напряжении, думала держать лицо или позу, но в итоге, наоборот, расслабилась. Разговор получился очень хорошим, душевным.
Никас Сафронов: «С Рубинштейном было всегда приятно спорить»
— Ушла личность яркая, интересная. Лев Рубинштейн — поэт неожиданный. Он писал стихи на карточках, у него был свой взгляд на литературу и поэзию. Мне нравились его книги: «Духи времени», «Погоня за шляпой и другие тексты», «Знаки внимания», — сказал академик Российской академии художеств, народный художник РФ Никас Сафронов. — Рубинштейн был человеком мира, замечательным переводчиком. Его стихи и эссе печатали за рубежом. А когда он работал в журнале «Знамя» и «Новый мир», постоянно открывал нам новые литературные мировые имена. В советское время эти издания читала вся интеллигенция России. Тогда это было некое окно в Европу — любопытно и актуально.
Обычно Никас Сафронов встречал Льва Рубинштейна на поэтических вечерах — в Доме литераторов и Доме журналистов. По его словам, он всегда был активен, всегда выражал свою точку зрения и этим привлекал к себе внимание. Часто как оппонент был интересен для собеседника — начитан, эрудирован, со своим представлением о мире и своей индивидуальной позицией.
— Но я никогда не разделял с Рубинштейном его политических взглядов, хотя с ним всегда было приятно спорить. Мне кажется, что Россия получила бы больше от него как от поэта и писателя, — считает Никас Сафронов. — Жаль, что ушла единица, которая бы могла еще долго радовать своим творческим талантом.
Ранее мы публиковали информацию о смерти Льва Рубинштейна и напомнили вам о самых ярких отрывках из его последних сборников.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».