В сентябре вышли все эпизоды сериала «Игры» (16+), снятого Евгением Стычкиным и посвященного подготовке к Олимпиаде в Москве в 1980 году. В картине снимались Игорь Костолевский, Григорий Верник, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Алексей Серебряков, Сергей Чонишвили, Леонид Каневский, Павел Майков и другие. Наш журналист Артем Краснов посмотрел сериал и считает, что ему можно поставить пять с минусом. Приводим его мнение от первого лица.
Поскольку «Кинопоиск» активно навязывал сериал (и еще из-за патриотической тематики), я долго сопротивлялся просмотру, ожидая очередную сделанную наспех клюкву про то, как хорошо в стране советской (было) жить. Но тут в очередной раз заболел и решил дать «Играм» шанс. И вообще-то не пожалел.
Что понравилось:
Хорошо выбранная Евгением Стычкиным интонация: сериал про советское время, про советский спорт и бюрократию, но без крайностей. Нет ни рисования всего в черных красках, как нет и приторно-лихого победоносия, свойственного «Времени первых», «Движению вверх» или «Легенде № 17». Получилось жизненно, со всеми обертонами. Есть подлецы, а есть мы, классные ребята.
Актеры во главе с Игорем Костолевским, на которого смотришь и думаешь: «Эх, нам бы сейчас таких бюрократов, а не вот это всё». В сериале почти каждый герой если даже не симпатичен, то интересен. Не очень люблю Алексея Серебрякова, но тут даже он сбросил половину пафоса и сыграл отца главного героя так, что прям сочувствуешь. Да и Брежнев-Стоянов понравился: не стали делать из него совсем уж маразматика, при этом чувствуется тяжелая поступь старика (хотя опытные зрители «Городка» поправляют меня, мол, образ получился слишком комедийным).
Атмосфера стыка 70-х и 80-х. Это время я застал в неосознанном детстве, но всё же успел побывать в Москве в 80-х, помню восторг от разницы между столицей и глубинкой. И сериал снят как будто очень достоверно: автобусы, машины, одежда, оправы очков, манера говорить, характеры — всё отзывается.
От сериала про Олимпиаду-80 ждешь спортивной драмы из сплошных клише: вот спортсмен, вот препятствия, вот он их героически преодолевает. Но спорта (да и Олимпиады) в сериале почти нет: сцен, посвященных Высоцкому и Афганистану, примерно столько же. Точнее, есть три линии со спортсменами, и каждая по-своему интересна, но все идут фоном. Получился не сериал про Олимпиаду, а сериал про жизнь как она есть. И это даже неплохо, потому что спорт лучше смотреть в прямом эфире, чем в пересказе режиссеров.
Я опасался пропагандистского подтекста: Россия сейчас косплеит СССР, так что риторику Первого канала легко натянуть на сюжеты 80-х, чтобы еще раз декларировать «кругом одни враги». Отчасти эта мысль в сериале есть: американцы мешают проводить Олимпиаду, СССР осуждаем за Афганистан. Но эта линия не выпячивается, да и апологией афганской кампании сериал не выглядит — я, по крайней мере, так его не воспринял. Для героев сериала Афган и связанный с ним бойкот Олимпиады — один сплошной головняк на пустом месте. В общем, Стычкину удалось пройти по грани, которая отделяет сторителлинг от погружения в исторический маркетинг.
Я сказал, что поставил бы пять с минусом, и минус — за неспешное, местами слишком подробное повествование, что особенно мешает в начале врубиться в сюжет. Да и сам сюжет весьма предсказуем (ну да, прикиньте, они таки провели Олимпиаду). Это не сериал-интрига, это сериал-зарисовка для тех, кому за… сколько там? За сорок уже, получается. И если вы из таковых, многие сцены можно смотреть ради картинки, атмосферы и настроения. С учетом того, какой треш сейчас снимается от лица российского кино, можно записать Евгению Стычкину плюс в карму.
А вам понравился сериал «Игры»?
По другую сторону границы сейчас шумит необычная картина «Субстанция». В главных ролях можно найти Деми Мур и Маргарет Коули. Чем так цепляет фильм, читайте в рецензии.