Виктор Пшеничный коллекционировал и занимался предпринимательством, сколько себя помнил. В школе собирал марки, потом значки и монеты. В конце концов он пришел к старинным книгам, к которым давно испытывал большой интерес. Получив образование финансиста, он работал в компании по организации выставок эксклюзивных товаров для состоятельных людей. Теперь он владелец антикварных бутиков и самой большой коллекции азбук и учебников.
О том, как молодой человек из рабочего поселка Елань Волгоградской области смог устроиться в премиальную компанию и впоследствии собрать завидную коллекцию реликвий, рассказываем в интервью MSK1.RU.
«Коллекционером нельзя родиться»
Виктор Пшеничный убежден, что коллекционерами становятся путем проб и ошибок: сначала нужно купить ненужные вещи, прежде чем научиться определять их настоящую стоимость. Он также считает, что специального образования для этого не нужно. Главное в его деле — умение продавать.
Коллекционером нельзя родиться — им нужно стать.
Первые предпринимательские шаги Виктор сделал еще в школе. Он коллекционировал марки, значки и монеты, которыми постоянно обменивался. Вещи, которые ему были не нужны, он продавал, а самые интересные экземпляры он покупал.
Первый бизнес Пшеничный тоже организовал в юношестве. Упросил родителей купить ему на день рождения фотоаппарат и потом ходил с ним по школе.
— Я просто всех фотографировал: надо им это было или нет. А у меня друг работал в типографии. Я с ним договорился, что буду печатать у него снимки по рублю, а за два — продавать в школе. Потом убедил учителей, чтобы они не нанимали фотографов на мероприятия. Пообещал, что сделаю всё сам по более низкой цене. Так я заработал на телевизор и магнитофон Sony, — вспоминает коллекционер-предприниматель.
«Всю жизнь руками не заработаешь»
После окончания школы Виктор Пшеничный работал на стройке. Попал он в эту сферу благодаря своему отцу. Коллекционер признаётся, что после армии он только и умел, что класть кирпич и плитку.
— По стройке я соображал, но в какой-то момент понял, что это просто-напросто не мое. Ну и всю жизнь руками не заработаешь. К тому же надо любить работу, чтобы посвятить ей всю свою жизнь, — делится Пшеничный.
После окончания службы он уехал в Москву, где вскоре понял, что всегда тяготел к книгам. Интерес к ним настолько возрос, что Виктор стал их продавать в разных местах. Судьбоносной «точкой» стал музей-заповедник «Архангельское».
— Я взял книги и поехал туда продавать. Прямо на территории усадьбы. Я смог договориться с охраной (с ними и с их начальниками я был знаком), объяснил им, что занимаюсь хорошим делом. Они мне сказали, мол, хорошо, вопросов к тебе нет. Но было не совсем законно, — признаётся Виктор Пшеничный.
Именно в «Архангельском» бойкого молодого человека заметил крупный бизнесмен. Он оценил способности Пшеничного и пригласил его на работу в компанию «Лакшери». Компания продавала эксклюзивные товары и раз в три месяца устраивала выставки. Их организацией и стал заниматься Виктор.
— В начале двухтысячных те, у кого были баснословные деньги, не знали, куда их потратить. Люди жили в роскоши. А на наших выставках продавалось всё: от яхт до ювелирных украшений, — рассказывает собеседник MSK1.RU.
Правда, сотрудничество с «Лакшери» получилось недолгим. Виктор проработал в компании чуть меньше полугода. Человек, который заметил его в «Архангельском», по словам коллекционера, не выплатил ему зарплату.
— После этого случая я понял, что лучше работать на себя. Чтобы никто не обманывал.
Себя нужно любить, жалеть, потому что Москва — город сложный, и надо его научиться понимать.
«Чем больше санкций, тем быстрее голова начинает соображать»
Уйдя из найма, Виктор вернулся к продажам книг. Постоянного заработка у него не было. На тот момент стабильный доход был только у супруги, которая и помогла ему осуществить мечту. Вместе они открыли книжный магазин на Рублевке, в поселке Жуковка. В ассортименте были книги, напечатанные маленьким тиражом, от издательств «Слово» и «Белый город».
— Я договаривался с ними на различных выставках. Они отдавали свои книги просто так — без договоров. Верили, можно сказать, на слово. Я брал по 20–30 книг, выставлял их у себя. Платил им процент с продажи. Книги я мог вернуть при случае. В свою очередь издательства могли в любой момент забрать их, если они им были нужны, — рассказывает Пшеничный.
Со временем клиенты стали не просто покупать книги в магазине Виктора, но и заказывать определенные издания.
— Сначала один человек подошел ко мне и попросил найти книгу из детства. Потом другой. Я помог. Потом стали спрашивать, есть ли у меня старые издания, и я понял, что на антикварных книгах я смогу заработать больше, чем на современных, — замечает коллекционер.
С развитием интернета издательства перешли в онлайн-формат. По словам Виктора, конкуренция стала жесткой. Так что он решил «продавать то, чего нет» на рынке.
Чем больше санкций, тем быстрее голова начинает соображать.
— Я начал читать специальные каталоги, общаться с коллекционерами, посещать антикварные выставки и магазины. За несколько лет я освоился, акклиматизировался и смог реализовать себя в этом направлении, — рассказывает Виктор.
Коллекционеру удалось собрать самую большую коллекцию азбук и букварей, которые сейчас являются культурным достоянием России. По его словам, некоторых экземпляров не найти даже в крупнейших библиотеках нашей страны.
Самая дорогая за всю историю его коллекционирования покупка — букварь времен Петра I за 20 тысяч долларов. По нынешнему курсу это чуть меньше 2 миллионов рублей.
Как стать коллекционером?
Первое, что приходит в голову, когда ищешь ответ на этот вопрос, — деньги. Правда, Виктор Пшеничный уверяет, дело не только и не столько в них.
— Надо уметь договариваться с людьми и внушать им доверие, — говорит собеседник MSK1.RU. — Если ты умеешь это делать, то всё получится, даже без средств. Например, можно договориться с другим коллекционером, взять у него вещь, продать ее, заработать некую сумму и потом на эти деньги купить то, что считаешь нужным для себя.
Помогут и навыки, оставшиеся еще с ранних лет. Виктор уверен: многие в детстве собирали гербарии, камни или фантики.
— У нас тоже денег не было, но мы собирали разные листочки, ловили бабочек, находили красивые камушки. Помню, мы даже фантики из-под конфет и вкладыши от жвачек откладывали. Так что все эти коллекции собирались, можно сказать, бесплатно, — говорит Пшеничный.
Есть и еще одна идея, как начать собирательство без больших денежных вложений.
— Мой сын в 14 лет стал коллекционером. Правда, я немножко поспособствовал этому. Когда он родился, все спрашивали, что же нам подарить. Я попросил всех родственников и знакомых купить серебряные монеты. Теперь на все праздники ему их дарят. За эти годы у сына получилась огромная коллекция, — рассказывает Виктор.
Один из важных вопросов: как и где хранятся коллекционные книги. Оказалось, что особые условия для содержания реликвий необязательны.
— Спецоборудование нужно для каких-то реликвий, которые находятся уже совсем в критическом состоянии. Например, береста. Книгам достаточно, чтобы не было низких, высоких температур и влажности. Иногда некоторые экземпляры я помещаю в вакуумную упаковку, — поясняет Виктор Пшеничный.
Как ни один профессиональный грибник не выдает свои места, так и коллекционеры не раскрывают свои тайники. Старинные книги Виктор находит в основном на аукционах — только теперь на российских. Раньше удача ему улыбалась и на заграничных, откуда, как он сам выражается, возвращал некоторые книги домой. Однако сейчас на иностранных аукционах запретили продавать русскую литературу.
«Культура держится на коллекционерах»
Виктор Пшеничный сетует, что государство выделяет не так много средств на то, чтобы обогатить ассортимент в отечественных музеях и библиотеках. Так что, по его мнению, культура держится фактически на коллекционерах, которые хранят ценные экспонаты.
Каждый из коллекционеров специализируется на своей теме. Направление Виктора Пшеничного — детские книги и в первую очередь — азбуки и буквари. Интерес к последним возрос, как только он узнал, что из его коллег никто серьезно не занимался их коллекционированием.
— Азбука и букварь — это первые книги, по которым учится человек. Часто они залистываются, занашиваются. Мне кажется, 99% людей, если у них спросить, помнят ли они свой букварь, скажут, что помнят. И только один процент вам ответит, что он у них сохранился, — считает Виктор.
Пшеничному удалось найти первый букварь времен императора Петра I, датированный 1701 годом. Но на этом он не остановился. Параллельно с азбуками и букварями он занялся поиском популярных советских журналов.
— В детстве я любил журналы «Мурзилка» и «Крокодил». Я на них вырос. Все ждали, когда почтальон принесет долгожданный номер, — с улыбкой вспоминает Пшеничный. — Мы следили всегда за почтальонами, знали, когда они придут, и их самих в лицо. Когда получали посылку, мы с радостью перечитывали и передавали тем, кто хотел тоже посмотреть. И эта жажда, наверное, до сих пор во мне осталась. Я не успел насладиться этим моментом, потому что детство быстро проходит, а чувства остаются надолго.
«Пока будет человечество, книги будут существовать»
Кто-то вкладывается в акции крупных компаний, а кто-то пополняет коллекции уникальными экземплярами. Не секрет, что отдельные частные коллекции — это по сути долгосрочные инвестиции, которые впоследствии могут стать надежным материальным подспорьем. Виктор Пшеничный не сомневается, что его книги будут востребованы, а их цена с каждым годом будет только выше. Другой вопрос, что спрос на антикварном рынке снизился. Но и здесь у коллекционера есть ответ.
— Заметен очень большой разрыв между бюджетными и дорогими покупками. Если раньше средний класс покупал книги в подарок в среднем на 50–100 тысяч рублей, то сейчас эти люди либо вообще исчезли из моего поля зрения, либо приобретают что-то на 20–30 тысяч рублей. На прежнюю сумму они не готовы.
На эксклюзив всегда были, есть и будут люди.
Ежедневных продаж в антиквариате не может быть. Тем не менее торговля в двух книжных магазинах Пшеничного идет. По словам коллекционера и предпринимателя, их покупатель всегда найдется. Поэтому иногда бывает, что неделя простоя легко окупается одной продажей.
— На книги, которые стоят от миллиона и выше, клиент в любое время был, есть и будет. Сколько мы пережили кризисов, а такие вещи во все времена покупали. Потому что богатых людей никто не отменял. На них, собственно, мы и держимся, — говорит предприниматель. — Пока будет человечество, будут существовать книги. За ними будут охотиться коллекционеры и истинные ценители литературы, — заключил Виктор Пшеничный.
Коллекционировать можно не только картины, книги или марки. Москвичка Мария собрала 800 кукол Барби. В ее коллекции можно найти самые редкие экземпляры.
Мы также рассказывали об антиквариате, который хранится в замке Аллы Пугачевой и Максима Галкина* (признан иноагентом). Старинные предметы роскоши звездные хозяева особняка много месяцев не могут вывезти из России.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш iPhone 16 и трех «Яндекс Станций» среди подписчиков.