Вокруг Большого театра не утихают споры. Летом читатели MSK1.RU обратили внимание на резкое повышение цен на билеты. Их стоимость выросла в 2–3,5 раза по сравнению с прошлым годом. В начале сезона администрация театра сообщила, что вводит систему именных билетов. В преддверии новогоднего ажиотажа Большой представил новые правила покупки билетов на «Щелкунчика». Нововведение тоже вызвало бурную дискуссию в СМИ.
Сейчас ценители балетного искусства негодуют по поводу качества исполнения партий в легендарной постановке Большого. Они считают, что оно не соответствует стоимости билета. Напомним, что в этом году на декабрьские показы место в партере в онлайн-кассах стоило 50 тысяч рублей. А на аукционе зрители были готовы их купить и за 300, и даже за 400 тысяч рублей.
«Крайне неудачное лицо Большого театра»
По мнению балетного критика и автора блога Balletklassik, Арина Денисова, которая исполняет в «Щелкунчике» партию Мари, допускает технические ошибки и не справляется со своей ролью. Причем это касается работы не только в этой постановке, но и в других.
— Ну если бы она танцевала в какой-нибудь провинции и это не стоило бы таких денег. Если бы на кону была не репутация Большого театра… Мне вообще совершенно наплевать на Аришу как таковую. Но не всё равно как на крайне неудачное лицо Большого театра. А ее портрет висит на самом видном месте. Вы там не увидите ни портрета Екатерины Крысановой, ни Евгении Образцовой, ни Анны Никулиной. Слава богу, Светлана Захарова там есть, но у Ариши место более видное, — считает блогер.
Арина Денисова состоит в труппе Большого театра с 2021 года. В легендарной новогодней постановке она начала свой путь с партии французской куклы. А с этого года стала выступать в роли Мари. Несмотря на юный возраст (артистке 21 год), в прошлом сезоне балерину возвели в ранг ведущей солистки. В ее репертуаре уже больше 15 ролей. В этом году она исполняет партии в постановке «Спящая красавица» (12+), «Сильфида» (12+), «Баядерка» (12+), «Лебединое озеро» (12+) и других.
На странице балетного эксперта это не единственный пост, посвященный творчеству Денисовой. В другой публикации автор намекает на крупные формы балерины. Блогер недовольна составом труппы, ситуацией с билетами и считает, что «Большой театр превратился в сельский клуб».
«Артисты — живые люди»
Балерина и театральный обозреватель Алина Панфилова заступилась за Арину Денисову, отметив, что не стоит разжигать ненависть в сторону артистов без конструктивной критики.
— Если не нравится исполнение, разумно разобрать его по кусочкам в техническом плане, сделать сравнение с тем, кто справляется с задачами по всем параметрам. Понятно, что нельзя выпускать на сцену Большого театра людей, не готовых к партиям. Но также нельзя откровенно поливать их грязью, не зная причин, по которым они допустили ошибки, — сказала корреспонденту MSK1.RU эксперт.
Артисты — живые люди. Тело — их главный инструмент. Спектакль — живое действие.
Панфилова также заметила, что невозможно предугадать, как поведет себя на сцене тело у исполнителя. Ведь на выступление влияет многое, в том числе физическое и ментальное состояние, травмы.
— В таких случаях должны делать замены, ведь зритель, который приходит в Большой театр за качеством и эмоциями, не должен видеть, как артист страдает и допускает ошибки на сцене, — объяснила MSK1.RU балерина.
Не стоит забывать и о том, что на участниках балетной труппы сказывается усталость. В этом сезоне им приходится показывать «Щелкунчика» в буквальном смысле каждый день. Например, на этой и грядущей неделе артисты должны отыграть спектакли 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 и 31 декабря. По словам Алины Панфиловой, в общей сложности у них получается марафон из 43 «Щелкунчиков» (включая целевые закрытые показы). Это с учетом того, что постановка идет два раза в день: утром и вечером.
— Это колоссальная нагрузка на тело и нервы. Тело артистов просто не успевает восстановиться к следующему спектаклю, поэтому качество исполнения будет страдать при любых раскладах даже у тех, кто силен физически и морально. Если солисты в «Щелкунчике» меняются, то кордебалет тот же из спектакля в спектакль. Например, снежинки — сложнейший длинный номер, который полностью исполняется на пальцах (в пуантах). После такого танца пальцы балерин спасибо не скажут.
«Вопросы только к руководству»
Эксперт согласилась, что в последнее время вместе с признанными звездами балета на сцену Большого театра выходят «сырые» артисты. Чего не было до этого.
— Именно по этой причине в Сети сейчас активно обсуждают ролик с Ариной Денисовой, где артистка допустила много ошибок в техническом плане. Причина их проста — тело не готово к филигранному исполнению данной партии, поэтому зритель видит то, что видит, — посетовала театральный обозреватель.
Панфилова уверена: хореография Григоровича (хореограф-поставщик балета «Щелкунчик». — Прим. ред.) — верх мастерства и не каждый способен с ней справиться. По ее словам, раньше артистам, которые по тем или иным причинам не были готовы к спектаклям, не дали бы вести спектакль. Ведь Большой театр давно задал высокую планку в сфере балетного искусства. Сейчас, по всей видимости, отношение к этому изменилось.
— Во всей этой истории вопросы только к руководству, но точно не к артистам. Артисты сами себя на сцену не выводят, — заключила в разговоре с MSK1.RU Алина Панфилова.
MSK1.RU собрал в одном материале всю информацию по поводу билетов на «Щелкунчика». Мы рассказали, как купить билеты на легендарную постановку Большого театра, что означают нововведения, связанные с продажами мест, за сколько теперь можно попасть на балет и почему ежегодно он создает вокруг себя такой ажиотаж.
В этом году Большой театр решил показать «Щелкунчика» не только на исторической сцене, но и в кинотеатрах. О том, где можно будет посмотреть прямую трансляцию балета, читайте в нашем материале.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.