MSK1
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Москве

Погода+14°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

штиль.

748мм 90%
Подробнее
USD 85,56
EUR 93,26
Экономика Всё о коронавирусе Бизнес в условиях пандемии: готовы ли предприниматели к третьей волне коронавируса

Бизнес в условиях пандемии: готовы ли предприниматели к третьей волне коронавируса

Первый локдаун оказался самым страшным

В первую волну коронавируса из-за локдауна многим бизнесам пришлось закрыться

Коронавирус серьезно ударил по предпринимателям в первую волну и продолжает это делать сейчас. В ряде регионов уже ввели новые ограничения, которые могут сказаться и на бизнесе. Однако эксперты считают, что риски снижает то, что бизнес уже накопил опыт работы в условиях локдауна. Система «СПАРК-Интерфакс» ежемесячно собирает данные о своевременности расчетов компаний, которые дают возможность оценить возможные сценарии развития ситуации.

Согласно этим данным, самой разрушительной была первая волна — бизнес оказался не готов к работе в сложившихся условиях. По своей силе воздействие оказалось сравнимо с предыдущим кризисом — экономической изоляцией 2015 года. Однако в отличие от сценария 2015 года восстановление шло быстрее, по мере смягчения карантинных ограничений. В 2015 же году после пика неплатежей во втором квартале было топтание на месте в течение нескольких кварталов, и компании чаще допускали просрочку оплаты поставщикам свыше 60 дней.

К 2021 году процент вовремя оплаченных счетов вырос, но весной снова пошел на спад

Это можно связать с тем, что в 2015 году экономические проблемы затронули все регионы и сферы бизнеса, считают аналитики. А в 2020 году карантинные ограничения вводились в регионах не единовременно, степень и сроки отличались, поэтому и число существенно просроченных платежей отличалось от региона к региону. Главными должниками стали фирмы Северо-Кавказского округа, где были просрочены на два месяца 11,2% платежей. Самыми дисциплинированными оказались уральские компании — только 3,2%.

Из-за отличия карантинных мер в регионах складывалась разная экономическая ситуация

Также в 2020 году сказались меры, предпринятые правительством, — поддержка компаний из наиболее пострадавших отраслей, повышение доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, списание налогов и страховых взносов, поддержка доходов населения. Вторая волна пандемии уже не вызвала коллапса, бизнес успел адаптироваться к новой реальности. Например, рестораны переориентировались на доставку еды, фитнес-центры стали проводить дистанционные видеозанятия, учебные заведения вели занятия на онлайн-платформах, транспортные компании и курьерские службы стали доставлять интернет-заказы, магазины перешли на онлайн-торговлю.

На графике ниже видно, что с платежами также была проблема зимой, но ухудшение уровня расчетов в декабре и январе — характерное сезонное явление, которое наблюдалось и ранее, до пандемии. Результаты первого квартала этого года подтверждают стабилизацию ситуации, которая наметилась в четвертом квартале 2020 года, и возвращение платежной дисциплины к обычным уровням, наблюдаемым до пандемии.

Весна 2020 года с ее нерабочими днями оказалась самой тяжелой для бизнеса

Данные за апрель и неполные данные за май позволяют предположить сохранение достигнутых уровней платежной дисциплины и во втором квартале текущего года. Аналитики считают, что вероятный масштаб неплатежей в случае третьей волны и связанных с ней новых карантинных ограничений может зависеть от того, по какому из сценариев продолжится дальнейшее развитие ситуации. Бизнес уже приобрел опыт работы в условиях локдауна, поэтому очень вероятно, что ограничения окажут меньшее воздействие на уровень расчетов.

По данным экспертов, пандемия изменила практику работы с дебиторской задолженностью клиентов. Весной «СПАРК-Интерфакс» провел опрос поставщиков — представителей 141 компании крупного и среднего бизнеса из различных отраслей. 75% отметили изменения. Большинство, 45%, стали проводить более расширенную проверку клиентов, 30% стали формализовать работу, 26% стали пользоваться внешними системами проверки («Спарк» и другие), 16% изменили систему мотивации, чтобы сотрудники чувствовали большую ответственность, а у 12% появился специальный отдел для работы с дебиторкой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Мнение
«Эффект ведра с правильными крабами». Бизнес-психолог рассказала, как найти работу мечты
Елена Спирина
психолог для предпринимателей и бизнеса
Мнение
«Дешевле только отпуск в деревне». Многодетная семья рассказала, как им удалось отдохнуть на Алтае за 125 тысяч рублей
Нина Тювякина
автор колонки
Мнение
Удалять или жить с ними: стоматолог — о том, что делать с зубами мудрости
Лилия Кузьменкова
Рекомендуем