Прекращение авиасообщения между Россией и зарубежными странами, а также значительное сокращение внутренних рейсов привели к серьезным экономическим последствиям. С 16 марта аэропорт Шереметьево отправил в простой около 40% своего персонала (примерно 6–7 тысяч сотрудников). Об этом пишут «Известия», ссылаясь на приказ генерального директора предприятия Михаила Василенко.
Дочерние структуры аэропорта также вынуждены сокращать количество персонала или предлагать ему вынужденный простой. В соцсетях появилась информация, что компании АО «МАШ», ООО «Шереметьево Хэндлинг», «Империал Дьюти Фри» и логистическая «Москва Карго» прибегли к серьезным кадровым решениям. В официальном телеграм-канале Шереметьево пишут лишь о 20% переведенных на простой сотрудниках, но отмечают, что загрузка аэропорта сократилась на 70% от нормы.
Ряд экономических решений в кадровом секторе предприняли и отдельные авиакомпании: «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Атран», Azur Air и Royal Flight. Стало известно, что крупнейший в РФ производитель бортового питания АО «Аэромар» просит своих работников подписать специальный документ — дополнительное соглашение к трудовому договору, где говорится о «режиме неполного рабочего времени до конца мая». В соцсетях пишут, что второй экземпляр документа сотрудникам не выдается.
Однако дата начала этого режима в документе не прописана. Отметим, что на 51% «Аэромар» принадлежит «Аэрофлоту» и на 49% — немецкой Lufthansa Service Europe/Africa GmbH (LSG). От поставки бортового питания, уборки и экипировки самолетов компания в 2021 году заработала 10,8 млрд рублей, из них на «Аэрофлот» пришлось 10 млрд, «Россию» — 748 млн, «Победу» — 20,7 млн.
Запрет Росавиации на полеты на юг страны начал действовать с 24 февраля — с начала спецоперации в Донбассе. То есть аэропорты уже месяц простаивают в 11 городах — Ростове-на-Дону, Брянске, Воронеже, Симферополе, Элисте, Липецке, Белгороде, Геленджике, Анапе, Курске и Краснодаре.
Корреспондент MSK1.RU пообщался с 39-летним Сергеем, руководителем среднего звена в одном из аэропортов южного региона РФ, где персонал подвергся простою раньше столичных работников.
— Как вам сообщили о простое? Вы понимали, что это неизбежно?
— Сначала все продолжали работать, думали, быстро уляжется ситуация. Но, когда закрытие неба над южными портами продлили, все всё поняли. Шеф собрал руководителей служб и смен и объявил о простое.
— Реакция ваших коллег? Грозились пойти в суд? Увольнялись?
— Были просто недовольные, кто-то возбухал в курилке, не более. Без судебных угроз. Все понимают, что работа-то хорошая, поэтому по собственному желанию нет увольнений. А о сокращениях я не слышал.
«Авиация столкнулась с чем-то невиданным в истории. Я думаю, сейчас это одна из самых пострадавших отраслей России»
— Как вам объяснили принцип простоя?
— Всё на самом деле происходит по Трудовому кодексу, это не выдумка руководства. Видимо, это единственный выход из ситуации, а не шанс заработать на людской беде. Нам объяснили, что будем получать 2/3 оклада, согласно статье ТК.
— Поясните.
— Во время простоя по независящим причинам ни от работодателя, ни от работника выплачивается 2/3 от оклада. Именно от оклада, не от средней зарплаты. А оклады, как известно, у всех мизерные. Но это хоть что-то. Ведь мы зарабатываем на самолето-вылетах. Их уже почти 30 дней нет. Значит, что аэропорт заработал ноль рублей. Но всё равно нам что-то да платят.
— По сумме: в МРОТ укладывается ваша нынешняя зарплата?
— Не укладывается и не должна. И это законно.
— Что будете делать?
— Авиация столкнулась с чем-то невиданным в истории. Я думаю, сейчас это одна из самых пострадавших отраслей России. Пока просто надеюсь на лучшее: что небо откроют, что будет господдержка и я работу не потеряю. Потому что найти другую будет трудно.
На момент публикации этого материала в пресс-службе аэропорта Шереметьево не ответили на запрос корреспондента MSK1.RU.
Ранее Шереметьево закрыл терминалы D, E, F и два бизнес-зала, вывел из эксплуатации третью взлетно-посадочную полосу и один (из двух) беспилотный межтерминальный поезд. Также руководством авиаузла заморожены инвестиционные проекты и урезаны все непроизводственные расходы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».