Российские работодатели предупредили, что около 60 тысяч сотрудников могут быть уволены из-за ухудшающегося состояния экономики страны. Об этом сообщила заместитель министра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова. Мы уже писали о проблемах аэропорта «Шереметьево» из-за простоя самолетов и введенных западных санкций. Напомним, что 11 аэропортов на юге России фактически бездействуют уже целый месяц — туда запрещены полеты.
Корреспондент MSK1.RU поговорил с летчиком и бывшим летным директором «Внуковских авиалиний» Юрием Сытником о нынешнем положении российской авиации.
— У «Шереметьево», очевидно, большие финансовые проблемы. Что бы вы cделали на месте руководства аэропорта и авиакомпаний?
— Во-первых, изначально другую политику бы вел, я бы не имел столько иностранных бортов. Во-вторых, если Запад закрывает небо и устраивает проблемы с лизингом, из-за чего аэропорты теряют деньги, надо без сожаления отдавать самолеты. Потому что мы на них смогли бы летать максимум полгода, дальше неоткуда будет брать запчасти, а нелегитимные запчасти из третьих стран могут привести к катастрофе.
Юрий Сытник — пилот с 40-летним стажем. 17 марта 1991 года он успешно посадил самолёт Ил-86 после взрыва двух бомб, пронесенных на борт террористами. Лайнер загорелся, дым из салона заполнил кабину пилотов, под риском третьего взрыва (уже самого самолета) Сытник с командой всё же приземлили воздушное судно. Сытник награжден орденом «За личное мужество». С 2012 года — член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения.
— Иностранный флот — это проблема?
— Да. Тот же «Аэрофлот» полностью работал на Запад, и большинство самолетов у них были не отечественные. Налоги в РФ компания платила крошечные, потому что самолеты были зарегистрированы либо на Бермудах, либо в Исландии. Лизинговые платежи — за рубежом. Чек-формы — там. Что они отдавали нашему государству? Просто использовали российское пространство, не думая о возможных проблемах в будущем.
— Ваш список ответственных?
— А это одни и те же люди. Взять хоть бывшего гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева. С 2020 года он министр транспорта РФ. Я уверен, например, что он не решится вернуть лизинговым компаниям самолеты по советам каких-то своих экспертов. И от этого будет только хуже. А самим перевозчикам нужно было задуматься о проблеме чуть раньше.
— На юге страны работники сидят с 2/3 оклада, и это не укладывается в МРОТ, а в Москве?
— В Москве тоже будут копейки. Да, столица, платят больше, чем в регионах, но и тратиться в Москве приходится больше. Нужно попросить у государства займы и физически содержать летчиков, диспетчеров, техников и стюардесс. Нужно выплачивать за этих людей платежи по ипотеке, у кого она есть. Это простая помощь для кадров, которые готовятся десятилетиями. Два-три года такого подхода, и Россия будет независимой от западного влияния. Заодно и самолетов своих произведем больше.
— Простой для летчика, невозможность летать — это трагедия?
— Сейчас многие могут потерять квалификацию. Кто-то будет вынужден таксовать ради минимального заработка, как я таксовал в 90-е. Стюардессу можно обучить за 3–6 месяцев в учебно-тренировочном отряде — это ладно. А вот командира корабля нужно готовить 6–8 лет, а по-хорошему — все 10. Диспетчера-руководителя полетов, который управляет воздушным движением, нужно 12 лет готовить. Их жалко потерять. Техников и инженеров, у которых есть все допуски и разрешения к обслуживанию самолетов, тоже жалко терять, одному такому понадобится 10–12 лет на приобретение нужного опыта.
— Будут уезжать работать в другие страны?
— Дай бог, чтоб они нашли себе работу хоть где, я только обрадуюсь, если командиры кораблей смогут сохранить квалификацию. Пусть хоть Турция, Китай или Эмираты зовут их к себе на время. У нас там и так есть ребята. В Южной Корее тоже есть. Затем пускай все возвращаются и обучают нашу молодежь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».