![](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/4f/59/b04f592f5ea7bc5d62486d48fb83353e/656x438_1_06ac0b6257d291f704ef5a36aae0c36b@1500x1000_0xKO9iLkG3_0826700350546977368.jpg.webp)
После начала спецоперации на Украине наша страна оказалась под множеством западных санкций, иностранные компании стали уходить с рынка, а различные проекты, которые планировалось запустить ранее, заморозили. Какие планы пришлось отменить из-за начала спецоперации? Разбираемся в нашем материале.
Проект российского лоукостера Citrus заморозили
В начале июня авиакомпания S7 Group заморозила проект лоукостера Citrus. Информацию об этом сообщили в пресс-службе S7 Group, уточнив, что проект поставили на паузу из-за отсутствия поставок самолетов Airbus A320neo. Окончательно его судьба решится к концу года.
— В текущих обстоятельствах S7 Group замораживает проект лоукостера Citrus. Для начала полетов лоукостера были запланированы поставки А320neo. В 2022 году поставки необходимых для запуска лоукостера самолетов не состоятся, поэтому развитие авиакомпании с такой бизнес-моделью сейчас, к сожалению, невозможно. Решение о дальнейшей судьбе проекта будет принято к концу года, — рассказала НГС пресс-секретарь авиакомпании S7 Group Тамара Никифорова.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/d7/65/f1d765b607d65f48b4ecfcf66e69479c/656x438_1:5513_bf2266842e28b34753d41ef02effda14@2000x1335_0xmCk4XNpu_0995012973295906660.jpg.webp)
Представитель авиакомпании отметила, что команда проекта в полном составе продолжит работу в холдинге, в том числе по выполнению совместных рейсов S7 Airlines и ООО «Глобус» (Citrus создавался на базе именно этого юрлица).
— Напомним, что в холдинге S7 Group есть юридическое лицо ООО «Глобус», и в его сертификате есть три самолета Airbus А319, которые были необходимы для получения сертификата эксплуатанта. В летнем сезоне 2022 года авиакомпании холдинга S7 Group — «Сибирь» и «Глобус» — будут выполнять совместные рейсы в рамках код-шерингового соглашения, — сказала Тамара Никифорова.
О планах по запуску лоукостера компания объявила летом прошлого года. Планировалось, что самолеты бюджетных рейсов будут окрашены в желто-розовую гамму. По замыслу авиакомпании, название Citrus отражает цель авиакомпании — соединять российские города и является сокращением от Cities of Russia. Маршрутную сеть планировали проложить в обход Москвы и Московской области.
Электронный паспорт придется подождать
В начале 2023 года в трех регионах России планировалось начать выдачу цифровых паспортов в виде смарт-карты и приложения с QR-кодом. Пилотными регионами для запуска электронных паспортов должны были стать Москва, Московская область и Татарстан, но использовать их можно было бы на территории всей России. В самом паспорте должен храниться адрес регистрации, по желанию можно будет также добавить СНИЛС, ИНН, биометрию (отпечатки пальцев и изображение лица) и водительские документы (если есть). То же самое собирались сделать и в мобильном приложении, но в виде QR-кода или NFC-метки.
В итоге после начала спецоперации на Украине проект решили заморозить на неопределенный срок. Об этом Forbes рассказали источник в Минцифры и источник, участвовавший в разработке проекта. Еще два источника подтвердили эту информацию — близкий к правительству и близкий к московской мэрии: по их словам, в правительстве этот проект сейчас «не в приоритете» и в текущих условиях «всем немного не до того». Источник Forbes, знакомый с деталями проекта, рассказал, что от электронного паспорта решили отказаться «по финансовым причинам»:
— Это вызвало бы большой резонанс в обществе: если жители Москвы могли бы себе позволить такие расходы, то в регионах не стали бы столько платить, учитывая, что практическая польза от такого паспорта неочевидна. После начала спецоперации стало понятно, что платить за этот паспорт почти никто не будет из-за кризиса.
По мнению источника, еще одна причина заморозки цифрового паспорта — дефицит материалов для электронных носителей. Для производства пластиковых карт сейчас не хватает пластика и чипов.
Отмена важных спортивных мероприятий
После начала спецоперации Россию стали лишать крупнейших спортивных соревнований. На территории нашей страны должны были пройти чемпионат мира по волейболу (2022 год), молодежный и обычный чемпионаты мира по хоккею, Суперкубок УЕФА, летняя Универсиада и чемпионат мира по борьбе (2023 год). Теперь все эти соревнования будут проводиться на территории других стран.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/02/33/ff0233298a1a41599beb1e14d9118340/656x492_1_ebf42dde675b6b66683542b36f1db7b8@2000x1500_0xmWmmAXNl_5052843289659298762.jpg.webp)
При этом города, в которых должны были проходить мероприятия, готовились к ним — строили стадионы и необходимую инфраструктуру. Например, в Омске и Новосибирске к МЧМ-2023 возводили новые хоккейные арены, а в Екатеринбурге — студенческую деревню для Универсиады. Строительство этих объектов продолжается и сейчас. На хоккейных стадионах будут играть местные клубы КХЛ: омский «Авангард» и новосибирская «Сибирь», а студенческий городок в Екатеринбурге станет кампусом УрФУ.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/98/c7/1398c7c88223bca86f5df7eb6a6157c1/656x438_1:5523_0d1e51ffc23a41bb8e3dd361999cfbdb@1620x1080_0xoN1lqwqh_3176133888942885650.jpg.webp)
«Маленького Рено» не будет
Перед самым началом спецоперации завод АВТОВАЗ анонсировал производство нового семейства автомобилей, которое не имело бы отношения к лоукостеру Granta. В качестве имени рассматривалось несколько вариантов, включая Onega и Slava — ребрендинг модели позволил бы избежать прямых ассоциаций с нынешней «Грантой». Автомобили собирались производить на французской платформе CMF-B-LS, заточенную под малый городской класс. На тот момент первые экземпляры собирали в тестовом режиме, а серийные машины ожидались не ранее конца 2023 года.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/7a/65/d27a652bf97e81b02ed208fa0f8fafee/656x437_1:5613_311b36eb177c15f88a33edccafe808e7@1024x682_0xkXKTXUEe_1564200772373911310.jpg.webp)
Но в марте стали появляться первые заявления об уходе Renault — одного из партнеров АВТОВАЗа. Затем Минпромторг РФ объявил о переходе российских активов концерна Renault в государственную собственность. Основной из них — АВТОВАЗ — передали профильному институту НАМИ, а владельцем другого предприятия Renault — завода в Москве — стало правительство столицы. Кроме того, партнерская для Renault компания Nissan объявила о сворачивании деятельности в России как минимум на год, до весны 2023 года. После этого о продолжении работы над проектом «маленького Рено» речи уже не шло.
Что ещё почитать по теме?
Разбирались, какими вернутся на российский рынок компании, покинувшие нашу страну;
командир воздушного судна рассказал, за что он любит российский самолет SSJ 100 (но при этом и критикует);
владельцы иномарок рассказали, на какие машины им пришлось пересесть в кризис.