Прошедший 2022-й ознаменовали масштабные перемены в российской экономике. Трансформация отразилась на ценах — по данным Банка России, инфляция по итогам минувшего года пробила показатель в 12%. MSK1.RU расспросил экспертов о том, как будут меняться цены в наступившем 2023-м.
«Властям важно не нагнетать ситуацию»
Пожалуй, наиболее интуитивно понятным маркером инфляции для нас остаются цены в продуктовых магазинах. И, к счастью, по оценке собеседников нашего корреспондента, радикального роста в этом сегменте мы, скорее всего, не увидим.
— Основной рост произошел в прошлом году, — отметил предприниматель Дмитрий Потапенко. — Под новый год он замедлился, и связано это с несколькими факторами, в том числе с падением доходов населения и, как ни странно, отсутствием активного предложения. Так что я считаю, что первый квартал пройдет достаточно спокойно — рост до 10% максимум. Властям в этом смысле важно не нагнетать ситуацию.
Трансформацию в этом секторе можно будет заметить по другим параметрам, объяснил экономист Дмитрий Прокофьев (автор научно-популярного Telegram-канала о финансах «Деньги и песец»).
— Рост цен на продукты примет несколько другую форму — уменьшится ассортимент и снизится качество, — считает Прокофьев. — Условно говоря, будут класть меньше мяса в колбасу. Почему? Для властей это очень критично, они будут воздействовать на агропроизводителей, чтобы те не слишком задирали цены.
«Но экономику не обманешь: растет доллар, инфляцию сдерживать всё труднее»
«Тыквенный латте просто некому продавать»
Перемены в сфере услуг могут оказаться более заметными. 2023 год несет новые вызовы, хотя участников отрасли и без того заметно «потрепал» минувший год.
Так, интересную статистику представил председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов — по его словам, цены на блюда в российских ресторанах за 2022-й выросли в среднем на 20%.
— Услуга услуге рознь, но могу сказать, что они сейчас страдают больше всего, — сказал Дмитрий Потапенко. — Ключевая проблема — отсутствие клиента. Например, мы видим цифры просадки по общепиту — тыквенный латте просто некому продавать (в том числе и потому, что «золотой молодняк» поуехал). «Просад» будет, но плавный, поскольку он тоже отработан в прошлом году — максимум 15%, если не произойдет никаких экстраординарных событий.
Другой вызов для игроков — сужение предложения на рынке труда, которое также может сказаться на стоимости.
— Цены на услуги возрастут, здесь скажется дефицит рабочих рук в сфере, — предположил Дмитрий Прокофьев. — Кроме того, надо помнить, что зарплаты в отдельных отраслях номинально будут расти. Занятые в этих отраслях и поддержат спрос — он «переключится» на услуги с отсутствующих [из-за усложнившейся логистики] товаров.
«Покупка автомобиля или квартиры — это уверенность в завтрашнем дне»
Динамику цен на недвижимость открыто не берутся предсказывать ни наши собеседники, ни участники рынка в целом. Отрасль остается одной из ключевых для государства, однако поддержка спроса требует значительных усилий со стороны правительства.
— Рынок будет очень фрагментированным: где-то рост цен будет продолжаться и, возможно, даже ускорится, где-то — наоборот, — отметил Дмитрий Прокофьев. — Всё зависит от востребованности локации. Кроме того, диспропорции создает правительственный заказ: сейчас в госсекторе с установлением цен никто не стесняется вообще, с государства запрашивают максимум. И покупатель бетона для строительства собственного дома сейчас «соревнуется» за покупку с государством.
Кроме того, покупка недвижимости — это долгосрочное, серьезное вложение (спрос в сегменте зависит в первую очередь от доступности ипотеки, уверен Прокофьев). Потому потребительская активность здесь во многом зависит от общего ощущения стабильности в среде потенциальных покупателей.
— С недвижимостью сейчас очень непростая ситуация, — согласен Дмитрий Потапенко. — Недвижимость и автомобили — это два маркера, которые показывают уверенность в завтрашнем дне. Вижу, что автомобили провалились на 76%, а недвижимость…
«Думаю, будет медленно затухать. Цены падать при этом не будут»
Потапенко настаивает, что для повторного всплеска спроса в секторе жилой недвижимости необходимо обеспечить клиентам уверенность в завтрашнем дне. Возможна ли подобная опция в текущих условиях — вопрос спорный. Потому пертурбации в отрасли, несмотря на ее системный статус, исключать нельзя.
— Думаю, будут просто банкротить девелоперов, — опасается Потапенко. — В любом кризисе весь банкротный потенциал принимают на себя страховщики, финансисты и девелоперы.
«Вы платите за себя и за того парня»
Доступность кредитов, по оценкам наших собеседников, останется на текущем уровне. По последним данным (ноябрь) «Финуслуг», средняя ставка по необеспеченному (без залога) потребительскому кредиту составляла 21,8%. Ожидать ощутимого снижения этого показателя, по всей видимости, пока не приходится.
— Банки не могут снизить кредитную ставку, — указал Дмитрий Потапенко. — У них просто нет инструментария — не сойдется бюджет. Вспоминаем о том, что говорили про ослабление рубля и повышение ставки рефинансирования.
При этом ключевая ставка ЦБ (7,5% на момент публикации) на ситуацию с потребительскими кредитами влияет мало, отмечает Дмитрий Прокофьев. Стоимость кредита в российском банке определяют другие параметры.
— Ставки определяются не ключевой ставкой ЦБ, а исключительно риском невозврата и возможностью страховать «плохие» кредиты за счет «хороших», — объяснил Прокофьев. — Изначально в процент по вашему кредиту заложен риск, что кто-то не вернет банку деньги. То есть вы платите за себя и за того парня. Да, банковская система устояла — это крупнейшее достижение 2022 года, и устояла она в том числе за счет высоких процентных ставок.
Резюмируя, стоит отметить, что, по мнению наших собеседников, общий годовой показатель инфляции вряд ли превысит таковой за 2022 год. Но здесь важно помнить об особенностях замеров.
— Не забывайте, когда ЦБ рассказывает о росте цен, он говорит о росте к предыдущему году — то есть по отношению к тем ценам, которые выросли вот прямо сейчас, — напоминает Прокофьев. — То есть цены 2023-го будут сопоставлять с ценами 2022-го, которые сложно назвать низкими или приемлемыми.
Ранее MSK1.RU в компании опытных финансистов и экономистов пытался предсказать, что будет с курсом рубля к доллару и евро в будущем, 2023 году. Также мы подготовили большой текст о проблеме бедности в стране (и методиках ее определения). Кроме того, мы постарались спрогнозировать обстановку на рынке труда в 2023 году.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».