MSK1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Москве

Погода+4°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

ю-в.

745мм 61%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Образование интервью «Не надо бить до упора»: психолог рассказал, как заставить ребенка учиться и остаться его другом

«Не надо бить до упора»: психолог рассказал, как заставить ребенка учиться и остаться его другом

Публикуем первую часть интервью с Евгением Идзиковским

Психолог Евгений Идзиковский уверен, что плохие оценки у школьников появляются от проблем с одноклассниками или учителями

До 1 Сентября остается меньше месяца, и скоро школьники вновь сядут за парты. Мы поговорили с психологом Евгением Идзиковским о том, можно ли заставить ребенка учиться и сохранить при этом хорошие отношения. Сегодня мы публикуем первую часть интервью со специалистом.

Помогаем ребенку учиться: какие учебники читать самим


— Для начала общий вопрос: как помочь ребенку учиться, осваивать программу?

— Есть стандартная теория. Рекомендую всем сначала прочитать учебник по возрастной психологии. Он маленький, на 100–150 страниц. Его необязательно читать подряд: можно дочитать до того возраста, где ваш ребенок. Там на многие вопросы есть ответы.

«Есть теория Выготского, который вкратце выводит простую идею: то, что сегодня ребенок делает с родителями, завтра он будет делать сам»

Есть зона ближней готовности, в которой ребенок уже может что-то делать, но с некоторым усилием: он это осваивает. Для него это не то, что он уже хорошо умеет, и не то, что недоступно. Это зона, в которой он может развиваться, зона ближайшего развития.

— Что стоит делать родителю?

— Задача родителя: в тот момент, когда ребенок сталкивается с чем-то неподъемным, ему слегка помогать. Делать совместно как раз те вещи, где он с усилиями может преодолевать. Больше ничего особо делать не надо.

— Что стоит помнить, если ребенок учится в средней школе?

— В среднем, если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, это практически гарантированно происходит на фоне конфликта — либо с учителями, либо со сверстниками. Конфликт еще может быть односторонним, то есть кто-то кого-то не любит или обидел. Или обиделся как вариант. Причем с любой стороны.

— Как можно это понять?

— Если оценки падают по каким-то предметам, это вопрос взаимоотношений с учителями. Если оценки падают по всем предметам, то это вопрос взаимоотношений с классом. Здесь родители должны держать руку на пульсе и следить за тем, что происходит.

— Что еще должен помнить родитель школьника?

— Не стоит забывать, что школьное образование построено по принципу пирамиды. Новые пирамидки в рамках одного предмета иногда стартуют с нуля. А следующие слои опираются на предыдущие. Если где-то есть провал в знаниях или какое-то непонимание, то ребенок дальше сдвинуться не сможет. Ему плохо, это видно, что он не понимает.

«В этой ситуации надо не бить ребенка до упора и стремиться, чтобы "он подумал" и так далее»

Надо попытаться выяснить, что конкретно он не понимает. Обычно это что-то из более раннего [материала], может, даже на несколько классов, например. Нужно дойти до уровня твердых знаний у ребенка, если проблема возникла. Начать от него медленно двигаться, закрывая лакуны. Это намного более эффективно, чем пытаться в средней школе заставить ребенка что-то выучить или разобраться с нуля. Если он не понимает предыдущий этап, то ему будет очень тяжело.

— С чем это можно сравнить?

— Если среднего человека на улице попросить решить квадратное уравнение, он не сможет решить. И если пытаться далее его спрашивать про интегралы, логарифмы, то он не сможет ничего сказать. Научиться он не сможет, потому что ошибка на более ранней стадии, на стадии системы квадратных уравнений. Не забывайте, что взрослые говорят «да, слово мне знакомо», но они не знают, что это такое, с возрастом уже не могут решить это по-человечески и так далее.

Или, предположим, вас взяли на какую-то работу на должность начальника отдела, где вы не понимаете, что делают сотрудники. Попытайтесь разобраться. Вы можете быть очень умным, вы можете стараться, но это не выйдет. И нужно вернуться на шаг назад. Собственно, хорошие репетиторы так и делают. В школе учителя не обладают такой роскошью, и это, скорее, ложится на плечи родителей.

Заставлять нельзя мотивировать: ставим нужную запятую


— Что делать родителю, если ребенок не хочет учиться?

— Разбираться. Это либо конфликт, либо большая проблема в знаниях. Конфликт может носить не межличностный характер, то есть ребенок чувствует себя тупым, что у него не выходит. Если это проблема в знаниях, поможет просто репетитор адекватный, который подтянет.

— Как помочь решить конфликты ребенка в школе?

— Разбираться, в чём причина конфликта. Может, он приходит в школу, а его там бьют, обзывают или дергают за косичку. Никто бы не ходил на работу, если бы там в лицо плевали. Неудивительно, что и дети не хотят.

Это не вопрос внутренней мотивации ребенка. В первую очередь надо искать причину в объективной реальности. Выяснять надо, разбираться. Ребенок сам это не может решить зачастую, надо вмешиваться. Это нормально.

«Ребенок не является "копией взрослого человека, только маленькой". Это неправда»

Мозг ребенка развивается плавно, постепенно и заканчивает свое формирование к 24–25 годам. До этого момента он проходит разные стадии, и дети находятся в рамках другой, детской логики. Это можно тоже узнать в учебнике возрастной психологии. Можно вспомнить по себе.

Нельзя к ребенку предъявлять те же стандарты, что и к взрослым. Особенно в социальных конфликтах. У него нет опыта, нет понимания, нет силы за спиной. Родители должны помогать в решении конфликтов. Это не означает тепличность.

— Если мы говорим о родителях, то что должна делать школа?

— Школа обязана следить, чтобы внутри там не было конфликтов. Это проблема школы. Не может быть такого, что ребенок конфликтует с учителем. Учитель — взрослый человек, который просто ходит туда на работу. Это как если бы вы лепили пельмени. Повар не может конфликтовать с пельменем. Так что конфликт означает профессиональную некомпетентность.

Понятное дело, что люди не идеальны, у каждого есть сильные и слабые стороны. Но если получилось так, что слабая сторона попала на вашего ребенка, надо разбираться. В крайнем случае, иногда хорошим решением может быть сменить школу. Это нормально. Это лучше, чем затяжной конфликт, в котором все страдают, провоцируется буллинг. Учителям некомфортно, ребенку некомфортно. Зачем это надо?

Продолжение интервью с психологом Евгением Идзиковским читайте на MSK1.RU в следующий понедельник, 15 августа.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем