СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Как в школах Москвы учат математику и что из этого получается

Корреспондент МСК1 разбирается в сложных правилах столичной системы образования и ее печальных результатах

Если посмотреть любой рейтинг топ-школ Москвы, то сразу станет ясно - первые места в них занимают так называемые “математические” или “физико-математические”. Их ежегодно штурмуют тысячи детей - по 5-6 человек на место в топ-школе.

Как попадают в топ-школы?

Обычно “гонка за школой” начинается перед 5 классом и продолжается до 7 класса. Чтобы попасть в топ-школу, дети должны сдать экзамены. Важно, что в каждой топ-школе они свои, с разными требованиями и даже составленные по разным программам. Обычно для поступления в 5, 6, 7 классы школьники сдают математику, русский язык, иногда - английский. Бывает, что экзамены по математике делятся на два - письменный, где решают задачи, близкие к общеобразовательной программе и устный, где сдают олимпиадные задачи. Некоторые школы принимают математику даже в три этапа.

Поступление в 8 класс еще есть во многих школах, но чаще всего - уже только в формате “добора”. Новеньких берут взамен ушедших в школу получше или исключенных “стареньких” (эти исключения - отдельная история детских драм). Попасть в более старшие классы топ-школ в основном могут только те, у кого есть победы или призерство в олимпиадах. Таким образом топ-школы обеспечивают себе самых сильных учеников, подготовленных кем-то другим. Случаев, когда ребенок из топ-школы учится в ней с 1 по 11 класс крайне мало. А вот ребят, меняющих школы 4-5 раз за годы учебы - все больше. Детей, ездящих в школу через всю столицу на 2-3 видах транспорта - тоже.

В том числе это происходит потому, что требования к знаниям в топ-школах с годами все больше расходятся друг с другом и эти требования - как и экзамены в этих школах - никак не стандартизированы и не контролируются ни городом, ни департаментом образования. Бывает, что ребенок, вовсе “заваливший” или написавший на тройку промежуточную аттестацию в одной топ-школе, с легкостью набирает высший балл для поступления в другую. Причем через два года с этим же ребенком может быть обратная ситуация - из-за разных программ школ, разных подходов их администраций к аттестации или просто из-за “человеческого фактора”, под которым можно подразумевать все, что угодно.

Пока топ-школы имеют полную и непрозрачную свободу в подборе учеников, дети страдают. С одной стороны, школы резонно говорят о важности сохранения своих математических традиций - некоторые топ-школы действуют уже много десятков лет и по праву гордятся выпускниками. Это, как и вообще закон об образовании, конечно, дает им право на свободу. С другой стороны, большие проблемы в системе столичного обучения математике очевидны.

В олимпиаде по математике выигрывают не москвичи

В 2023 году москвичи выступили на Всероссийской олимпиаде школьников по математике хуже, чем почти по всем другим предметам, если смотреть не на абсолютные цифры (они, конечно, большие, потому что москвичей просто много), а на долю каждого региона в общем числе дипломов.

Так, доля дипломов Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по иностранным языкам и по экономике составила 64% от всех, а доля по математике - всего 33%. Рейтинг, составленный по данным правительства Москвы, прямо указывает: в других регионах России с математикой намного лучше, чем в Москве - дети из регионов берут большую долю дипломов на Олимпиадах. Собственно, по результатам распределения долей дипломов ВсОШ в 2023 году получается, что хуже математики москвичи выступают только на Олимпиадах по немецкому языку и физкультуре.

Количество дипломов москвичей по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам (данные: правительство Москвы)

Предмет

Число дипломов, 2010 год

Число дипломов, 2022 год

Число дипломов, 2023 год

Доля дипломов Москвы, 2023 год, проценты

Экономика

26

98

107

64

Языки (испанский, итальянский, китайский языки)


76

80

64

Экология

3

56

75

54

Информатика

33

76

85

53

Право

6

70

68

53

История

11

60

79

52

Химия

14

53

68

49

Английский язык

24

57

63

48

ОБЖ

9

50

52

48

Русский язык

7

93

72

47

Обществознание

4

67

71

46

География

13

59

58

45

Французский язык

24

47

46

45

Биология

13

69

60

44

Литература

3

58

62

42

Физика

22

70

71

42

Искусство (МХК)


49

43

37

Технология

9

30

63

37

Астрономия

8

40

39

36

Математика

27

66

71

33

Немецкий язык

21

35

30

29

Физическая культура

1

38

28

23

Итого

278

1317

1391

45

Помочь исправить ситуацию в теории должен был проект “Математическая вертикаль” - разработанная в столице единая программа углубленного обучения математике для 7-9 классов, которая реализуется с 2018 года. Попасть в “Математическую вертикаль” проще, чем в снобистскую топ-школу, потому, что отбор учеников централизованный и проходит объективнее..

Математическая вертикаль и математические классы: в чем разница?

Для поступления в классы проекта “Математическая вертикаль” нужно пройти стандартизированное тестирование Московского центра качества образования (МЦКО) по математике. Дети, набравшие определенные баллы (каждый год они разные) могут быть приняты в “Математическую вертикаль” и не должны для этого проходить какие-либо внутренние экзамены в школах. После 9 класса успешно сдавшие ОГЭ могут пойти в программу “Математическая вертикаль ПЛЮС” для старшей школы. О позитивных результатах “Математической вертикали” уже можно судить хотя бы по тому, что в последние два года москвичей-победителей ВсОШ по математике все-таки становится больше.

А вот как выглядит сравнение правил “Математической вертикали” и ситуации в топ-школах:

“Математическая вертикаль”

Топ-школы Москвы

Учебные планы

Разработаны городом

Свои у каждой школы

Дополнительные дисциплины (Олимпиадная математика, комбинаторика итп)

Обязательны в рамках утвержденной городом программы, бесплатны

По желанию школы, могут быть платными или доступны только для части учеников

Правила поступления

По результатам тестирования МЦКО

По внутренним правилам школы

Оценка результатов учеников, отчисление учеников

По результатам тестирования МЦКО, ОГЭ

По внутренним правилам школы

Педагоги

Проходят аттестацию МЦКО для учителей

Нет требований

Кроме “Математической вертикали” в Москве в 2022 году появилась еще одна программа “Московский математический класс”. Интересно, что информации о ней минимум - в открытом доступе есть документы о ее старте и объеме финансирования, а также о списке школ, попавших в программу в 2022/2023 учебном году.

По сути это и есть все топ-школы, а сам проект “Московский математический класс” поначалу показался попыткой привести их к городскому стандарту. Однако в 2022/2023 году проект прошел словно незамеченным, а многие ученики школ из списка даже и не узнали, что учатся в “Московском математическом классе”.

Приказ правительства Москвы, устанавливающий правила проекта “Московские математические классы” был утвержден 1 июля 2022 года. Программа “Московский математический класс” дает школе дополнительное финансирование в размере от 86 899 до 104 819 тыс.руб. на ученика в год – за семиклассника меньше всего, за одиннадцатиклассника – максимум.

Какие школы будут приняты в проект на 2023/2024 учебный год? Эта информация в открытом доступе отсутствует, несмотря на то, что список должен былПо быть сформирован до 1 августа. На сайте https://profil.mos.ru/ где правительство столицы рассказывает об образовательных проектах, информации о “Московских математических классах нет” и никогда не было.

При этом в проекте может быть не более 21 школы и 5500 учеников. Школы отбирает Департамент образованию по объективным критериям - количество учеников, получивших более 80 баллов на ЕГЭ и количество победителей Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады школьников. Учитывается не только математика, но также экономика, информатика, физика, биология и генетика.

По сравнению с “Математической вертикалью” проект “Математические классы” дает школам гораздо больше свободы, но все же дает и рамки. Образовательные программы и учебные планы разрабатываются Центром Педагогического Мастерства (ЦПМ), хотя они и не станут обязательными для школ. ЦПМ же должен организовывать подготовку педагогов для проекта.

Одна из проблем в том, что школы принимаются в проект всего на один год.

Соответственно, если в этом году старшие ученики школы набрали нужные баллы на ЕГЭ и собрали достаточно дипломов олимпиад - школу (и ее семиклассников) примут в проект. Если нет - то нет. В такой ситуации остается не очень понятно, что будет происходить с учениками. В одном учебном году их станут набирать в проект, а в следующем что? Ученики из класса проекта побегут штурмовать следующую топ-школу?

Этот вопрос пока что остается без четкого ответа, как и критерии набора детей в “Московские математические классы”. Правительство Москвы сформировало общие требования, но решение оставляет за школой. В родительских сообществах уже говорят о случаях, когда в “Московские математические классы” не попадают призеры и победители федеральных математических олимпиад, не прошедшие внутренние школьные экзамены или аттестации, которые, напомним, никак на уровне города не регламентируются.

В теории для справедливой оценки знаний школьников в арсенале Москвы есть не только тестирование МЦКО, но и его углубленная версия. Сейчас желающие могут проходить его добровольно.

Централизованное тестирование по углубленной математике не только в “Матвертикали”, но и во всех математических проектах, получающих дополнительное финансирование из бюджета, помогло бы справиться с необъективностью требований школ. Пока о переходе на такую схему город ничего не говорит.

Родители же, считая этот вариант логичным, добровольно штурмуют центры тестирования МЦКО, чтобы запастись “государственным” подтверждением знаний своего ребенка на случай споров со школой. Очереди из таких добровольцев в центрах тестирования растягиваются порой и на месяц вперед. Правда, нет никакого документа, обязывающего школы учитывать результаты МЦКО при формировании “Московских математических классов”.

К ТЕКСТУ ЖЕЛАТЕЛЬНО СОБРАТЬ КОММЕНТАРИИ

Вопросы в департамент образования правительства Москвы:

  • Как будет реализовываться программа “Московские математические классы” согласно приказу правительства Москвы № 568 от 1 июня 2022 года в 2023/2024 учебном году? Какие учебные заведения войдут в программу?
  • Планируется ли на уровне города оценивать знания учеников, обучающихся в программе “Московские математические классы” на основании тестирования МЦКО по математике стандартного или повышенного предметного уровня?
  • Планируется ли установить единые для Москвы и объективные критерии приема детей в классы проекта “Московские математические классы”?
  • Могут ли школы отказывать в обучении в “Московских математических классах” победителям и призерам олимпиад ВСоШ и МОШ по математике, уже обучающихся в этой школе, на каких-либо основаниях?
  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter