СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

«Программа глупейшая». Учитель обществознания об отмене уроков обществознания в школах

Правдивая колонка преподавателя о том, чему должны учить школьников

Обложка

Описание: Школы заставляют покупать учебники по дисциплине, которая скоро исчезнет

С 1 сентября 2025 года ученики 6–8-х классов перестанут изучать обществознание. Предмет будут преподавать только старшеклассникам — с 9 по 11 класс. Однако количество занятий уменьшится в два раза. Освобожденные часы уйдут на дополнительные уроки «Истории нашего края»: появится разделы «Основы духовно-нравственной культуры России» и «Семьеведение».

Москвичи раскритиковали идею Минпросвещения России. Некоторые родители считают, что реформа «оболванит» школьников. Другие не верят в эффективность преобразования, ссылаясь на несовершенства существующей системы образования.

Однако есть преподаватели, которые поддержали реформу. Учитель истории, обществознания и права Дмитрий, который преподает в петербургской школе уже 35 лет, рассказал MSK1, почему уроки обществознания не нужны в средней школе. Публикуем его колонку:

Я работаю и в профильных, и в базовых классах — с 6 по 11. Готовлю детей к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию в группах и индивидуально. И я считаю правильным решение убрать преподавание обществознания из программы 6–8 классов.

Много повторов и теории, мало практической пользы

Во-первых, в нынешней программе есть глупейшие повторы. То, что преподается в 6–7 классе, почти на 100% дублируется в 8–9 классе. А потом еще (если базовый уровень) — в 10–11-м.

Во-вторых, в программе почти нет привязки к реальности: в теме о налогах много теории, а как заполнить налоговую декларацию детей не учат. В разделе про административные правонарушения также много теории, а образца протокола, который заполняют при задержании, нет…

Государству не нужно столько времени тратить на голую теорию на уроках обществознания, когда можно совместить нужную теорию и примеры из истории на соответствующих уроках. Подогнать решение под ответ!

История и общество близкие, но разные предметы. Это так же как ботаника и биология — вроде одно и тоже, но у каждого свое. Общество — не наука, а сборник из основ философии, права, экономики, политологии, социальной психологии, этики, религиоведения, культурологии, социологии… Из всего этого взяты самые вершки, вроде бы как для пробуждения интереса к общественным наукам и для самого простого объяснения общественного устройства (мнимых социальных законов). А история в школе — это патриотическое воспитание на 99% и остальной процент тоже… Общество объясняет, а история показывает примеры того что будет если плохо поняли.

Третья проблема — глупейшая привязка программы обществознания к сиюминутной позиции властей: то упор в либеральные идеи, то поворот в национальные традиции. Никак не определятся с госзаказом!

Одного урока в неделю достаточно

На мой взгляд, если сохранить один урок в неделю для 9 класса, то тогда не наберется объем учебного материала на полновесный экзамен. Чтобы успешно сдать ОГЭ по обществознанию, нужно вводить курс уже в 8 классе. Обществознание должно преподаваться, как минимум, по одному часу в неделю. Скорее всего общество и историю в 9 классе как-то объединят… Владимир Мединский (помощник президента РФ, председатель Межведомственной комиссии по историческому просвещению, — Прим.ред.) об этом говорил.

Для выпускника базового уровня достаточно тех же объемов и в 10–11 классе — по часу в неделю. А для учеников профильных «Социально-экономических» классов, сдающих ЕГЭ по обществознанию, надо сохранить существующий объем уроков: два общества, два права, экономика и элективный курс. В базовых 9–11 классах по одному часу в неделю достаточно. А в профильных — надо больше, чтобы абитуриенты были более-менее способны воспринимать институтские программы.

Трудности при подготовки к экзаменам

Естественно, каждый год у школьников возникают трудности во время подготовки к экзаменам. Один выпуск грузится от философских проблем. Через пару-тройку лет ученики почему-то валятся на экономике, а некоторые — могут и на праве… Год на год не приходится.

Зачем покупать новые учебники, если предмет отменяют?

В позапрошлом учебном году всю страну перевели на новые учебники по обществознанию. Но обеспечить мгновенно все школы нереально. Заказали по 60–70 учебников для 6–8 классов на параллель. Они рассчитаны на пять лет использования. Через год учебники (практически новые!) будут не нужны… Опять напишут новые под новый объем учебного материала.

Кто-то супер хорошо заработал на этом… Учебники очень недешевые!

Кто будет преподавать уроки истории?

У меня в дипломе написано: учитель истории, обществознания и права. Насколько я знаю: на всех исторических факультетах педагогических вузов готовят сразу историков и обществоведов в школы (как учителей русского и литературы; математики и физики; химии и биологии). Я до недавних пор вел уроки и отечественной истории, и зарубежной истории, и обществознание, и право, и экономику. Так что перейти на историю после специализации на обществознании не составит большого труда.

Ранее мы рассказывали о том, сколько стоит подготовить ребенка к ЕГЭ в 2024 году. Некоторым родителям московских школьников порой приходится экономить на еде, чтобы оплатить услуги репетитора.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter