Первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила ввести в школьную программу среднего и старшего звена курс логики.
— Это поможет ребятам лучше понимать окружающий мир, эффективно анализировать информацию, делать правильные выводы и корректно аргументировать собственную точку зрения, — написала Лантратова в обращении к министру просвещения Сергею Кравцову.
Депутат считает, что курс может быть отдельным предметом или модулями математики, информатики и обществознания. Как рассказала MSK1.RU сама Лантратова, формат зависит от Министерства просвещения: по ее словам, если идею поддержат, этому ведомству «и предстоит разработать курс».
Согласно инициативе, дети могли бы изучать «основы рациональной дискуссии», методы логических доказательств и опровержений, дедукцию и индукцию.
— Введение логики потребует перераспределения учебной нагрузки, чтобы не допустить перегрузки и перенапряжения учащихся. Учителям придется пройти специальную подготовку для преподавания этого предмета. Думаю, с этим проблем не будет. Речь ведь о начальном, школьном уровне, — добавила Лантратова.
То, что школьники уже сильно загружены учебой, в разговоре с MSK1.RU отметила профессор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. По словам эксперта, федеральные государственные образовательные стандарты «сделаны на пределе» максимальной нагрузки, разрешенной СанПиН:
— Школьники перегружены. Да, у нас самые длинные в мире летние каникулы, но из-за этого очень интенсивный по числу и продолжительности занятий, объему домашних заданий учебный год. Кроме того, любые изменения [программы] требуют много усилий для подготовки кадров, учебников, кодификаторов.
Абанкина подчеркнула: инициатива Лантратовой интересна. Однако, по ее мнению, в школах логика была бы более уместна как факультатив.
— Я согласна, это важная, особенно для грамотной ориентации в информационном пространстве, компетенция. Но без серьезных обсуждений того, как именно встроить курс в образовательную программу, есть угроза для школьников, — объяснила профессор. — [Сейчас] число выпускников с первой группой здоровья просто ничтожно. Заметны проблемы с осанкой, зрением, ЖКТ. Я уже не говорю о неврозах. Поэтому во главу угла должны быть поставлены здоровье и безопасность школьников.
Преподаватель математики Хорошевской школы в Москве и член совета профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков пояснил MSK1.RU: ради включения логики в программу, например, его предмета придется жертвовать часами, отведенными на другие темы. Это скажется, говорит он, на качестве их содержания.
— Второй момент — кадры: насколько педагоги готовы преподавать новую дисциплину, — отметил Меньшиков. — Конечно, в некотором роде это наша (учителей математики. — Прим. ред.) сфера ответственности: мы много занимаемся вопросами логики на геометрии с седьмого класса. Но если она будет отдельным модулем или тем более предметом, потребуется переподготовка огромного количества учителей. У меня большие сомнения насчет того, насколько быстро и качественно это можно сделать. Боюсь, всё ляжет на плечи самих педагогов — первые несколько лет, если решение примут, логику будут преподавать кто во что горазд.
Никто, полагает эксперт, не будет спорить: логика — это в целом «здорово, важно и полезно».
— Но много что полезно, — продолжил Меньшиков. — Было бы хорошо, если бы законодатель сразу ответил, чем мы пожертвуем — какие темы не будем изучать или будем, но в другом режиме, — чтобы появилась возможность включить новый модуль.
Ранее мы рассказали, какой предмет с первого сентября заменит ОБЖ в российских школах.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.