Образование 1 Сентября в Москве мнение «Будешь плохо себя вести — лишу денег». Детский психолог — о том, давать или нет школьникам на карманные расходы

«Будешь плохо себя вести — лишу денег». Детский психолог — о том, давать или нет школьникам на карманные расходы

Как научить ребенка азам финансовой грамотности

Сколько карманных денег давать школьнику

С началом учебного года многие родители задумываются, давать ли школьникам карманные деньги, какую сумму и как вообще научить детей распоряжаться финансами.

Психолог, автор книг, сказкотерапевт Ирина Прокофьева в своей колонке объясняет все тонкости ведения детского бюджета. Далее — от первого лица.

Давайте сначала определимся, для чего ребенку деньги. Карманные деньги — это практическое пособие, на котором ребенок учится обращаться с деньгами — планировать бюджет, разумно тратить и копить.

В карманные деньги не должны входить деньги на проезд, обеды и другие обязательные расходы, которые берут на себя родители, — всю сумму ребенок может тратить по своему усмотрению. Некоторые эксперты рекомендуют составить с ребенком договор и прописать, на что карманные деньги тратить нельзя (например, на чипсы и газировку). Сделать это можно, но отслеживать, на что потрачены деньги, в реальности невозможно. Поэтому в моей семье мы такой договор не составляли, а здоровое питание практикуем по умолчанию.

Для определения бюджета можно использовать следующий принцип: выдается сумма из расчета 50 рублей, умноженных на возраст ребенка. Это карманные деньги на одну неделю. То есть в семь лет ребенок получает триста пятьдесят рублей в неделю, а в двенадцать — шестьсот рублей. Это базовый расчет, родители могут уменьшить или увеличить эту сумму по своему усмотрению, исходя, например, из своего материального положения. Стоит помнить, что на слишком маленькой сумме будет сложно учиться распределять деньги, а чересчур большая снизит мотивацию ребенка к заработку.

Выдавать карманные деньги нужно регулярно, лучше в один и тот же день. Начиная с шести-семи лет, поначалу ежедневно, а спустя некоторое время — один раз в неделю. С пятнадцати-шестнадцати лет можно давать деньги раз в месяц.

Важно сказать, чего не стоит делать при выдаче карманных денег (последний пункт не очевидный, но очень существенный).

Нельзя привязывать карманные деньги к поведению, успехам в учебе, другим поступкам ребенка. Если испортились отношения с ребенком или снизилась успеваемость — это отдельная задача, которую нужно решать, причем не с помощью финансовой стимуляции. Не следует манипулировать: «будешь плохо себя вести — лишу денег».

Не стоит пытаться управлять расходами ребенка и критиковать их. Всем нам хочется, чтобы ребенок умел и разумно тратить, и копить. Поэтому мы с сожалением смотрим на бессмысленные траты и тихонько кипим внутри: я эти деньги зарабатывал, а он спустил всё на ерунду за десять минут!

Просто примите, что первые карманные деньги ребенок будет тратить на сладости или бесполезные вещи — это нормальный процесс.

Через него нужно пройти, чтобы прийти к осознанному управлению деньгами. Запаситесь терпением, не осуждайте, не ругайте, не угрожайте лишить денег. Лучше расскажите, как устроен ваш бюджет, посмотрите вместе мультфильмы или почитайте книги по финансовой грамотности.

Не давайте деньги авансом. Этот пункт я считаю очень важным — сейчас поясню почему.

Ситуации, когда деньги нужны прямо сейчас (а зарплата через неделю), случаются у всех. И у наших детей тоже. Например, нужны деньги на подарок другу или к какому-то событию. А может, просто хочется купить что-то прямо сейчас вместо того, чтобы копить. Тогда ребенок приходит к родителю и говорит: «Дай мне деньги за две недели сразу». Казалось бы, ничего плохого в этом нет.

Но фактически это сценарий использования кредитной карты: вместо того чтобы накопить или подзаработать, я трачу деньги, которых у меня еще нет. Когда наши дети вырастут и им станут доступны кредиты и займы, мозг продолжит применять привычный сценарий.

В такой ситуации лучше предложить ребенку заработать недостающие деньги. У меня на этот случай всегда есть ряд задач, за которые я готова платить отдельно: к примеру, разбор кладовки, мойка машины, написание простых текстов, монтаж видеороликов и так далее.

Действуя таким образом, мы формируем у ребенка полезные установки финансово успешного человека: «если у меня нет нужной суммы, я всегда могу ее заработать», «возможности для заработка всегда есть».

Согласны с автором?

Да
Нет

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE14
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
От нового «Джокера» до «Одиноких волков» с Питтом и Клуни. Девять премьер с Венецианского кинофестиваля, которые стоит посмотреть
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Снова чудят и пугают зрителей? Почему стоит посмотреть фильм «Виды доброты» с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Рекомендуем