В 2021 году вышла книга журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Это 600-страничная (правда, крупным шрифтом) настоящая хроника криминальной жизни региона. А в ноябре этого года вышел сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Картина о разгуле подросткового бандитизма в Казани конца 80-х вызвала огромную волну обсуждений.
Криминолог Данил Сергеев в своей колонке объяснил, почему «Слово пацана» стал настолько успешным и обсуждаемым сериалом и может ли он изменить отношение россиян (в том числе несовершеннолетних) к подростковому бандитизму.
После прочтения книги Гараева у меня возникла идея составить из серии интервью документальную книгу о екатеринбургских ОПГ 90-х. От идеи составить книгу вскоре пришлось отказаться. Во-первых, многое уже было хорошо описано в «Ловцах банд. Место встречи…» Сергея Плахотина и «Ёбурге» Алексея Иванова. А во-вторых, участники событий, у которых я тогда запросил интервью, недвусмысленно намекнули, что за такую книгу не все скажут спасибо. Одно интервью, к слову, всё же получилось, когда-нибудь и его можно будет опубликовать.
Вернемся к Татарстану.
«Мои родственники из Казани были свидетелями событий, описанных Гараевым, и многие истории известны мне не понаслышке»
Потому выход сериала не стал для меня неожиданным, тем более что по екатеринбургским событиям 90-х тоже готовятся не менее двух художественных фильмов.
Почему «Слово пацана» стал рвать всевозможные рейтинги?
Бережное восстановление атмосферы конца 80-х, отличный актерский состав, музыка и сам сюжет однозначно привлекают зрителя. Своего рода ностальгия по прошлому, пусть и самому темному. К тому же тема криминала — одна из наиболее привлекательных для современного зрителя/читателя. Секрет этой привлекательности кроется, как мне кажется, в подсознательном или явном страхе перед криминалом. Это страх провоцирует интерес к довольно закрытому миру преступности.
«Разумеется, большинство понимает, что банда — это плохо, а ОПГ — еще хуже»
Разделяющих идеи «пацанского мира» и «борьбы за асфальт», ностальгирующих по временам разгула организованной преступности, несомненно кратно меньше.
Сюжет сериала привлекателен вовсе не идеологией уличных банд (хотя в ней есть и привлекательные черты, например мушкетерское «один за всех и все за одного»), а личными историями и трагедиями простых людей, в которых многие увидят свою жизнь.
Когда сюжетная линия ложится на знакомые личные переживания, эмпатия к героям возрастает. В этом отличие жанра сериала — проживание жизни героя, невольная примерка на себя его чувств и реакций. В документальных хрониках и криминальных новостях такой эмпатии практически никогда нет, а потому они вряд ли способны повлиять на поведение зрителя/читателя.
Насколько сериал может сдвинуть восприятие граней добра и зла в историях с бандитами?
Зло бывает разное. Абсолютное зло встречается редко, если встречается вообще. Члены уличных банд — такие же люди, они способны не только на зло, но и на добрые поступки. В материалах уголовных дел часто можно увидеть, что даже закоренелый преступник делает что-то доброе. Подобных примеров много. Впрочем, они редко способны перевесить причиненные преступниками боль и несправедливость.
«В опасениях общественных деятелей есть разумное зерно. Не зря говорят, что дурной пример заразителен»
Эмпатия к преступнику может заставить не только сопереживать его судьбе (в этом нет ничего плохого), но и воспринять содеянное им как нормальность или как правильные и справедливые дела, которым можно подражать. Люди склонны идти на рискованные (в том числе незаконные) поступки, если видят, что другие поступают так же.
Социолог Шинсуке Сузуки из университета Хитоцубаши исследовал принципы, лежащие в основе принятия решения (его работы можно почитать тут). Он пришел к выводу об опасности «вдохновляющих» примеров негативного поведения для неокрепших умов. Такими безусловно являются и подростки. Одна из особенностей подросткового возраста — стремление принадлежать к группе сверстников.
«Часто правила такой группы сверстников становятся для подростков важнее мнения родственников и самых близких людей»
Подросток находится в бесконечном процессе самоопределения, пытается найти себя в этом мире, найти свои цели. Такой путь таит в себе множество подчас скрытых рисков. Российской практике известны случаи, когда подростки «вдохновлялись» битцевским маньяком Пичушкиным (например, «академовские» — Артем Ануфриев и Никита Лыткин).
«Авторы сериала, очевидно, понимали такую опасность, отчего снабдили титры каждой серии ссылкой на специальный антикриминальный ресурс»
С другой стороны, сериал показывает жизнь уличных банд «как она есть», несчастье близких (рыдания бабушки погибшего, душевную болезнь матери главного героя и т. д.), боль и страдания. Будет ли это способствовать осознанию губительности пути банд?
Этот эффект может быть возможен, если четко объяснить, почему казанские подростки так охраняли свой асфальт, позволяя себе отбирать деньги и имущество, избивать и унижать других. Отсутствие такого объяснения легко формирует у зрителя ложное ощущение правильности и нормальности поступков героев сериала.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».