11 июля Роскомнадзор (РКН) выступил с новой инициативой, которая призвана предотвратить мошенничество в интернете. Ведомство планирует обязать блогеров с ежедневной аудиторией более чем одна тысяча человек предоставлять свои персональные данные в РКН. Редакция MSK1 попросила медиаюриста Светлану Кузеванову объяснить, для чего такое решение нужно и насколько оно эффективно.
Эксперт рассказала, что предложение РКН созвучно с практикой 10-летней давности, когда блогеров обязывали регистрироваться как СМИ.
— Тут очень похожая мотивация, потому что Роскомнадзор говорит о том, что анонимность в Сети — это плохо. Люди должны знать, что, если они будут распространять запрещенную информацию, их могут как-то привлечь к ответственности. То есть, логика вот этих решений одинаковая, но прошлая инициатива закончилась плохо, потому что закон проработал два года и был отменен, — рассказала MSK1 Светлана.
В новом предложении от РКН есть дополнительная вводная. Если блогеры не передадут свои персональные данные, российским компаниям запретят размещать рекламу на их страницах. Однако, по мнению медиаюриста, подобные санкции вряд ли будут для всех эффективными.
— Я думаю, с анонимными каналами это не будет работать, потому что они и сейчас не могут рекламу размещать. Ведь тогда им нужно заключать договор и выходить из анонимности. Поэтому будет ли это для анонимных каналов иметь какое-то значение, вес? Я думаю, нет. Для всех остальных — вопрос приоритетов, интересов и задач, — объяснила корреспонденту MSK1 Светлана.
В продюсерском центре Insight People, который сотрудничает с десятками топовых российских блогеров, MSK1 ответили, что не могут прокомментировать ситуацию. Соответственно, отправку персональных данных звезды интернета пока не практиковали.
Стоит отметить, что инициатива с предоставлением в РКН персональных данных возникла из законопроекта о покупке SIM-карт. В тексте документа сказано, что после операторы связи будут обязаны передавать сведения об абоненте на портал «Госуслуги». Там в свою очередь появится раздел с SIM-картами, которые принадлежат человеку. Таким образом государство планирует регулировать «серые» SIM-карты, с помощью которых создаются фейковые аккаунты или аккаунты, распространяющие потенциально опасную информацию.
Ранее стало известно, что в интернет утекли персональные данные курьеров «Яндекс.Еды» и Delivery Club. В базу попали тысячи имен, телефонных номеров и адресов электронной почты.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш iPhone 15 среди подписчиков.