В начале 2010-х 39-летний москвич и аспирант философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Николай Должанский пришел строить свою любовь в реалити-шоу «Дом-2» (18+). Вскоре он прославился своим эпатажным поведением — появлялся в эфире голым, сидел на лобном месте с бельем на голове и дрался с участниками шоу. Редакция MSK1.RU поговорила с Николаем о популярности, рэпе, Сартре и жизни после проекта.
— Как вы попали на телешоу «Дом-2»?
— Мне повезло, я поступил сразу в МГУ имени М. В. Ломоносова на философский факультет, окончил на отлично. Три года учился в аспирантуре, но это было в середине 90-х — наука тогда была в таком убыточном, полуразвалившемся состоянии. Я написал диссертацию, но так и не защитил, потому что на тот момент не понимал смысла научной деятельности — никакого существенного заработка она тогда не принесла.
Дальше я работал в архиве — обычным канцелярским служащим, архивариусом. Зарплата была невысокая, коллектив был веселый, но социальных перспектив у меня не было, как и блата с протекцией.
Я прикидывал, что дальше мне остается только считать годы до пенсии, перекладывать архивные дела из стопки в стопку и сдувать с них пыль. Семью создать при низком заработке тоже проблематично.
Когда начался «Дом-2», я стал фанатом и пошел на проект просто от канцелярской скуки. Там сидели тетеньки, такие милые женщины бальзаковского возраста, которые о рэпе никогда не слышали, а если слышали, то об очень рафинированном. И я начал читать (в соответствии с российским законодательством редакция MSK1.RU не может опубликовать полный текст, приводим отрывок):
«Шептала Алена: „Юлька, подруга, уступи мне своего криминального друга, тебе он не нужен, я же вижу, а мне пригодится с блатным понтом мальчонка“. „Забирай, — сказала Юлька, — грязи не жалко, у меня с ним не вяжется — ни шатко ни валко, посулю ему, что если он семь раз тебя отлюбит, то Юлечка его хоть раз и приголубит“», — цитирует свое произведение Должанский. — За счет этого я на следующий день оказался в кабинете у шеф-редактора, который понимал, что такое трешевый рэп, а через день — уже был на поляне. Тогда и началась свистопляска.
Когда я попал на проект, первое время у меня были фантастические чувства — я пришел с пыльной офисной работы и несколько лет подряд смотрел на приключения Степы Меньшикова, на Дашу и Сережу Пынзарей, и вот они рядом со мной: Венцеслав — мой сосед по городским квартирам, а Пынзарей, Собчак и Бузову я каждый день вижу.
— Философское образование пригодилось вам на телешоу?
— Да, конечно, потому что философское образование учит логично мыслить. И это выражается в способности быстро выхватывать суть вещей, отбрасывать шелуху, пустоту, мелочь.
Это помогает в отношениях с девушками — ты достаточно быстро понимаешь, что хочет человек, к чему стремится, какая у него мотивация, амбиции, притязания, претензии. И человеку просто становится легче общаться — ты понимаешь, что нужно сделать, чтобы снискать расположение. То есть можно просто за девушкой хвостиком ходить, дурака валять — либо конфликтовать с ней, ругаться, скандалить.
Я понимал, что и Лера Мастерко, и Оля Рапунцель, и Катя Богданова, и Катя Миходуй пришли в «Дом-2» не просто строить отношения, а засветиться, какую-то медийность получить. Я им давал эту медийность в той мере, в какой они готовы были ее принять.
— Какими были ваши студенческие годы?
— У меня была склонность к гуманитарным дисциплинам, и выбор пал на философский факультет. И вот на 8 лет моим вторым домом стал корпус гуманитарных факультетов. Это было 11-этажное здание, которое называли спичечным коробком, — издалека оно так и выглядело.
Был мне близок так называемый ДАС — Дом аспиранта и студента — на Шверника, 19. Учеба в МГУ — один из самых светлых периодов моей жизни, потому что там я встречался с действительно талантливыми и умными людьми. Моим научным руководителем был Александр Панарин — известный политолог, общественный деятель. Он, правда, скончался уже давно из-за онкологии. Он был человеком очень светлого ума, и я всегда его вспоминаю с очень светлой памятью и благодарностью.
— А помните тему диплома?
— Я анализировал зарубежные избирательные технологии в то время. В основном я там конспектировал и переводил англоязычную литературу. Но мне эту тему предложили, а больше меня тянуло к общим философским вопросам.
Я очень внимательно изучал Сартра. Меня интересовала экзистенциальная философия. Я читал Хайдеггера, тогда как раз стали выпускаться, переводиться с немецкого и французского труды Сартра, Хайдеггера, Фуко. Философия постмодерна меня интересовала — Даррида с его деконструкциями текстов, поисками скрытых смыслов.
— Любимый философский постулат?
— «Человек рождается не по своей воле, живет по инерции и умирает случайно» Сартра и «Сохраняй порядок, и порядок сохранит тебя» Квинта Секстия.
Я кое-что уже позабыл, не могу сказать, что сейчас я увлечен философией, слишком много начитался в юности. Хотя недавно читал биографию Мишеля Фуко, и она меня сильно взволновала — он реализовался как философ, пережил несколько эпох у себя на родине во Франции, начиная со Второй мировой войны и немецкой оккупации. Потом имел отношение к массовым событиям 68-го года, был дипломатом в Варшаве, создал очень оригинальную философскую концепцию археологии.
— Возвращаясь к теме «Дома-2», то, что вы показывали на экране, было образом?
— Я был очень искренним, то, что я дурачился много, — я как бы открыл в себе талант клоуна.
Я не стесняюсь говорить, что я работал в «Доме-2» клоуном.
Я действительно это делал сознательно. Я придумал репризу — сижу за столом с девушкой и ухожу в уборную, достаю из-под раковины бутылку водки и начинаю ее из горла пить, но я ее и не пил на самом деле. Танец руки, который я исполнил на пляже перед Рапунцель, просто пришел мне в голову, я начал делать это по наитию — чистая клоунада. А она начала беситься, давать агрессивную реакцию.
Потом я придумал историю, когда меня выносили в гробу. Была очень сильная реакция со стороны Ксении Кимовны Бородиной, которая действительно испугалась и начала кричать: «Да куда же его вперед ногами? Вы хотя бы его головой вперед несите, а то как будто бы он реальный покойник».
Была у меня довольно ненормативная реприза, когда я вышел голый с ковшиком. Снимали в городской студии, а не на поляне, и Ольга Васильевна Гобозова сказала: «Что ты там ковшиком прикрылся, у тебя, наверное, и нет ничего». Я сказал: «Ольга Васильевна, ну смотрите сами» — и убрал ковшик. Это были клоунские сюрпризы, фокусы, они рождались и становились мемами.
— На проекте у вас было много женщин, но ни с одной не сложились отношения. Почему?
— Девушки сильно находились под влиянием общественного мнения. Конечно, в «Доме-2» присутствовала конкуренция. Из-за того, что я практически сразу стал хедлайнером, зависть ко мне была.
Меня критиковали за мемы, за чудачество, за трешевый юмор, и девчонки велись на это. Когда я пришел, мне было уже почти сорок, а основная часть коллектива состояла из молодых ребят, некоторые мне в дети годились, я смущал многих. Девочкам приседали на уши и говорили: «Зачем тебе этот престарелый, он клоун, дурака валяет, возьми себе лучше спортсмена».
Не все догоняли, что это юмор, что это творчество. Может быть, я как актер слишком достоверно играл и людям казалось, что я такой в реальной жизни. Но, как видите, я сейчас на полу не валяюсь, не пытаюсь предметами жонглировать.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Я понимаю, что нужно отпускать прошлое. «Дом-2» — это уже пройденный этап, со многими оттуда я уже даже не пересекаюсь. Недавно было радостное событие — вышел выпуск шоу знаменитого блогера-миллионника Ильи Соболева «Токсики», где я был специальным гостем. Еще там были комик Алексей Щербаков и актриса Александра Бортич. Я пришел на шоу, хохмил, танцевал.
Был даже эпизод, где Соболев, Щербаков и Бортич сидят за музыкальными инструментами и играют на них, а я под их музыку танцую, читаю рэп, шутки свои какие-то произношу. Как я мог, работая в архиве, предполагать, что Соболев, Бортич и Щербаков будут со мной на этой сцене и будут аккомпанировать мне?
Еще я недавно снимался в сюрреалистичном фильме, такой фантасмагории — картина выйдет в декабре. Только вернулся из Благовещенска, там был очень яркий молодежный фестиваль, я выступал хедлайнером. До этого был в Горно-Алтайске.
Мог ли я, дожив до 40 лет в статусе низкооплачиваемого канцелярского служащего, поверить и представить себе, что я на пятом десятке лет стану артистом, буду ездить на гастроли, выступать в молодежных клубах перед парнями и девчонками, которые почти все мне годятся в дети, некоторые даже во внуки?
— У вас как у артиста наверняка есть райдер, что туда входит?
— Я знаю, что многие артисты делают себе какие-то экзотические райдеры. У меня райдер очень простой. В июне и августе я два раза ездил в Тамбовскую область, там проходили соревнования по пляжному волейболу. В такие места я езжу поездом, куда-то — летаю.
У меня, конечно, есть требование, что я должен ехать в купе определенного класса, но ничего лишнего не прошу — билеты на самолет, на поезд, нормальное купе, живу в обычных гостиницах. Я не вижу смысла в том, что некоторые артисты [предъявляют требования] вплоть до того, какого цвета должно быть полотенце. Мне кажется, это скорее ради пиара.
— Какие у вас планы на будущее?
— Замыслов-то много нереализованных, я потихоньку стараюсь их реализовывать по мере возможностей. Находятся люди, которые мне помогают, тот же Гоша Малиновский, Степа Меньшиков (участники «Дома-2». — Прим. ред.). Хотелось бы многое сделать — каждый день писать новый рэп, иметь возможность его записывать и продвигать.
У меня есть несколько книг, которые я еще не смог издать. Они лежат в издательстве, но пока не получается найти ресурсы для их публикации. Есть мистика для подростков, романы про городскую современную любовь, сказочный роман для детей.
Даже при большой популярности довольно сложно продвигать себя. Есть образ, который привлекателен для моей аудитории. Но с другой стороны, людям сложно меня воспринимать иначе.
Конечно, Коля — это клоун. Но Коля стал рэпером, ездит по клубам, на гастроли, в рэп-батлах участвовал. Сложно представить Должанского литератором, писателем, что он будет, как Достоевский или Толстой, сидеть писать книги.
— В чем феномен вашей популярности?
— Во-первых, я всё делал искренне. Я искренне влюбился в Леру Мастерко, покупал ей за свой счет сапоги, потом ноутбук. Ребята многие об этом знали, и зрители тоже понимали, что Должанский выкладывается наизнанку ради девчонки. Потом та же история была с Рапунцель.
Во-вторых, у меня получалось быть остроумным, веселить людей. В-третьих, я никогда не велся на общественное мнение. Я понимал, что, если мне так подфартило и я попал на такую аудиторию широкую, я должен выкладываться по полной программе и никого не слушать. Потому что говорили, что нужно стать серьезным человеком. Но у нас и так много серьезных на телеканалах. Лучше быть интересным, чем скучным.
Ранее мы рассказывали, как живет и чем зарабатывает герой мема «борщ с капусткой» Никита Литвинков.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».