Спустя пять лет Тодд Филлипс решил снять сиквел сверхуспешного «Джокера» (18+). Студия не поскупилась на бюджет и предоставила режиссеру полную творческую свободу. Филлипс решил, что было бы неплохо превратить продолжение в мюзикл, а на помощь баритону Хоакина Феникса позвать меццо-сопрано Леди Гаги. Эксперимент, судя по сборам и отзывам зрителей и критиков, не удался. Но так ли на самом деле плох Folie à Deux?
Артур Флек (Хоакин Феникс) после череды убийств находится на принудительном лечении в больнице «Аркхем». В психушке Джокер ждет суда, который вызвал настолько широкий резонанс, что транслировать его будут в прямом эфире по всему Готэму. Генеральный прокурор Харви Дент (Гарри Лоути) хочет посадить клоуна на электрический стул, с чем в корне не согласна адвокат Флека Мэриэнн Стюарт (Кэтрин Кинер). Женщина пытается доказать, что Артур невменяем и страдает раздвоением личности.
Пока происходят последние приготовления к заседанию, Флек в соседнем блоке знакомится с фанаткой по имени Ли (Леди Гага). Безумцы тут же влюбляются друг в друга, и хотят остаток дней провести вместе, танцуя, запевая и хохоча.
В 2019 году «Джокер» произвел фурор: миллиардные сборы, несмотря на рейтинг R, хвалебные отзывы от прессы и обычных зрителей, ряд наград на самых престижных кинофестивалях. Тодд Филлипс сумел доказать, что супергероика всё еще может быть серьезным кино, которое поднимает темы неравенства, одиночества и общественной несправедливости.
Пускай режиссер и копировал ленты Скорсезе, в частности «Короля комедии» (18+) и «Таксиста» (18+), фильм всё равно был самостоятельным произведением, которое старалось не оглядываться даже на комиксы. Артур Флек существовал в отдельном мире, подальше от эклектичной вселенной DC и ее героев. Это пять лет назад всех и подкупило: минимум отсылок и заигрывания с фанатами, максимум тяжеловесной драмы с неоднозначным протагонистом.
Второй фильм, на первый взгляд, пытается повторить формулу первой картины: сложноустроенный Флек, моральные дилеммы, мрачная атмосфера и обреченное настроение. Артур теперь заперт не только в своей голове, но еще и физически находится в неволе — примерно 85% фильма происходит в лечебнице, а остальные 15 — в суде (да, теперь это не только мюзикл, но и процедурал).
Сомневаться в качестве картины начинаешь не с первой музыкальной сцены, как многие могли подумать. Наоборот, поначалу все эти песенные номера в духе «Поющих под дождем» (12+) смотрятся оригинально, живо и просто приятны на слух — особенно радует исполнение Леди Гаги (но это было ожидаемо). Феникс старается не отставать.
Сомнения начинают закрадываться примерно на середине хронометража, когда приходит осознание, что, кроме плясок в больничных интерьерах, тебя больше ничего не ждет. Да, фантазия Джокера родит еще несколько номеров за пределами серых стен, но они до ужаса заурядны. Скука — вот то слово, которым хочется охарактеризовать весь фильм. Когда приедаются новые жанровые рамки, установленные Филлипсом, интерес тут же пропадает.
Куда занятнее следить за судебным процессом… кажется в первой половине фильма (опять!). На самом деле процедурал из «Безумия на двоих» такой же, как и мюзикл, — весьма примитивный. Дело в том, что полностью отсутствует интрига. Флек с первых заседаний выступает против того, чтобы его признали невменяемым. А если он полностью здоров, то какое тогда оправдание ему может светить? Вопрос, конечно, риторический. Исход этого дела предугадает даже самый непритязательный зритель. И не думайте, что автор безбожно спойлерит концовку — посмотрите, поймете.
В зале суда есть ровно одна запоминающаяся сцена, в которой Джокер обращается к присяжным и устраивает из заседания целое театральное представление. Забавно в этом эпизоде только то, что судья, недовольный таким развитием событий, всё равно терпит выходки Артура — более того, он даже разрешает ему нарядится в фирменный красный костюм и нанести грим на лицо. Но в остальном выступление Флека выполнено отменно: Хоакин Феникс наконец проснулся и вспомнил, что нужно играть, а не просто ходить с одинаковым выражением лица, оператор забегал вокруг героя, и сама мизансцена (привычная для судебных драм) работает как подмостки для безумного оратора — выглядит эффектно.
Раз уж зашла речь об актерской игре, то стоит отметить, что Гага и ее героиня переиграли Феникса и Джокера по всем фронтам. Ли — загадочная девушка, о прошлом которой мы практически ничего не знаем — равно как не догадываемся о ее мотивах. Гага прекрасно умеет играть таких фактурных персонажей — лучше у нее получилась разве что вампирша из сериала «Американская история ужасов» (18+).
Сравнивать певицу с Марго Робби, как это делают некоторые журналисты, будет не совсем корректно. Это две разные Харли Квинн: у них отличаются характеры, наряды, методы и даже степень неуравновешенности. Но правды ради стоит сказать, что с небольшим отрывом лидирует всё же Леди Гага. Когда ее персонаж появляется на экране, то глаз не оторвать — настолько она пугающе притягательная.
А вот Хоакин Феникс, как уже было сказано выше, подкачал. Актер, видимо, решил, что доказывать ему больше нечего, да и некому. Заветную статуэтку он взял, а деньги в любом случае отправятся на банковский счет — совсем неважно, улыбнется он чуть пошире или его уголки рта даже не дрогнут. Исполнение в сиквеле «Джокера», конечно, лучше, чем в позорном «Наполеоне» (18+) Ридли Скотта, но одно только это сравнение говорит о том, что Феникс свернул куда-то не туда. Обидно.
Порадовала концовка фильма — не вердикт в суде, а то, что идет после. Не бог весть какой клиффхэнгер, но кого-то удивить он точно сможет. Складывается впечатление, что авторы просто решили поставить точку в дискуссиях, вызванных первой частью. Захотел-таки Тодд Филлипс наказать Джокера за преступление. Но только Достоевским тут и не пахнет — во всяком случае, если мы говорим о сиквеле. Дело даже не в том, что вторая часть получилась неудачной. Она априори не могла быть лучше. «Джокер» 2019 года был самостоятельной завершенной картиной, которая не требовала послесловия.
В теории, из «Безумия на двоих» мог бы получится неплохой короткометражный фильм на 15–20 минут — это, если уж настолько припекло, что без продолжения было не обойтись. В итоге — необязательный сиквел с неплохими идеями, но посредственным исполнением. Действительно безумно.
Ранее мы рассказывали, почему стоит посмотреть фильм «Субстанция» с Деми Мур. Почитайте также, что не так с тру-крайм сериалом «Монстры: история братьев Мендес».
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс.Станций Мини среди подписчиков.