В начале ноября, после многочисленных переносов (вроде как старательно вырезали голого Янковского), на «Кинопоиске» наконец состоялась долгожданная премьера сериала «Преступление и наказание» (18+).
И, честно говоря, лучше бы она не состоялась вообще никогда — настолько плохо авторы экранизировали классику Федора Михайловича. Не получилось абсолютно всё: нет внятной актерской игры, нет последовательного сюжета, нет осмысленных аллюзий, нет хорошей музыки и внятной операторской работы. Что уж говорить про цветокоррекцию, декорации и монтаж — это полный провал. В этом материале попытаемся хоть как-то осмыслить то, что нам презентовали «Кинопоиск» и ко.
О чём сериал?
Петербург наших дней. Студент Родион Раскольников (Иван Янковский) одержим идеей убийства старухи-процентщицы (Ёла Санько). Молодой человек еще не решился на преступление, но его мысли постоянно вращаются вокруг этого. Он бесцельно бродит по улицам города, пытаясь заглушить совесть мелкими кражами еды из магазинов, и лениво обдумывает детали своего плана. В этом ему помогает дьявол (Борис Хвошнянский) — то ли плод воспаленного воображения, то ли настоящий.
Тем временем Дуня (Любовь Аксенова), сестра Раскольникова, работает служанкой в богатом доме Аркадия Свидригайлова (Владислав Абашин) и его супруги Марфы Петровны (Юлия Снигирь). Свидригайлов, не скрывая своих истинных намерений, пытается соблазнить Дуню. Но в доме неспокойно: сначала в бассейне обнаруживают бездыханное тело гувернантки, а затем званый ужин превращается в неловкий перформанс Марфы Петровны, финалом которого становится еще одна смерть.
Так это наши дни или девятнадцатый век?
Осовременивание литературной классики — прием, который уже сам по себе стал классическим для кинематографа. Вот и новая экранизация Достоевского не стала изобретать велосипед. По современному Петербургу Раскольников, конечно, не на карете разъезжает, однако мимо героя то и дело проносятся электросамокаты, а голод студент утоляет не в трактире, а кефиром из ближайшего супермаркета — хотя в рюмочные Родион тоже забегает, чтобы похлебать подозрительно жидких щей (да, Янковский в буквальном смысле пьет воду ложкой). Однако на этом современность, пожалуй, и заканчивается. Герои практически не пользуются современной техникой, не обсуждают актуальные тренды, а общаются литературным языком, по сути, цитируя первоисточник. Поэтому сеттинг модернизирован крайне условно.
В новом «Преступлении и наказании» режиссер Владимир Мирзоев продолжает исследовать мрачную и сюрреалистическую эстетику, отсылающую к его предыдущей работе «Топи» (18+). Правда, на этот раз он добавляет к атмосфере Достоевского изрядную долю мистики и эротики. Практически все персонажи, включая Раскольникова, оказываются втянуты в водоворот странных событий, где демоническое начало, воплощенное Борисом Хвошнянским, соседствует с откровенными сексуальными сценами. Здорово, конечно, но как подобное художественное решение коррелирует с теми идеями, которые закладывал в свое произведение Достоевский?
Удались ли образы героев?
Раскольников здесь далек от образа философствующего студента, раздираемого противоречивыми идеологиями. Он цепляется к прохожим, оглашает улицы истеричными криками, а вопросы добра и зла молодого человека практически не волнуют. Родион неприятен в общении, неприятен внешне, неприятен по своей сути — это не хорошо прописанный герой с демонами внутри, а марионетка, которой управляет черт (не будем думать о том, через какое именно место это управление происходит). А еще — да-да, вы не ослышались — почти всеми ключевыми персонажами здесь руководит дьявол (где-то в гробу перевернулся один Гете). «Почему же?» — спросите вы. «Да так проще объяснить мотивацию героев», — ответят вам авторы, будь они хоть сколько-нибудь честны с аудиторией. Причем сам персонаж сыгран отлично — Хвошнянский действительно старается, в отличие от своих коллег.
Остальные герои либо появляются на экране лишь на мгновение, словно статисты в пятиминутном эпизоде, либо изначально представлены гротескными карикатурами на образы из оригинального романа. Свидригайлов (Владислав Абашин) изображен омерзительным оппортунистом, Лужин (Никита Тарасов) — просто-напросто жалким маленьким человеком. Марфе Петровне, которой отведено неожиданно много внимания, авторы приписывают почти хищническую сущность, наделяя ее способностью манипулировать одним лишь взглядом. Но женщину довольно быстро и глупо выводят из сюжета. Зачем тогда было столько хронометража ей уделять? Кажется, будто даже авторы не смогут ответить на этот вопрос.
Выводы
Требовать от создателей экранизации дословного следования оригинальному произведению было бы неразумно, однако новая интерпретация «Преступления и наказания» настолько вольно обращается с первоисточником, что способна вызвать недоумение и разочарование даже у неискушенного зрителя, далекого от фанатичного поклонения Достоевскому.
Сериал производит впечатление набора сюрреалистичных, слабо связанных между собой сцен, лишь отдаленно напоминающих о сюжете и атмосфере великого романа. Очевидно, что супругов Мирзоевых — жена Владимира писала сценарий — тянуло на линчевщину: сделать этакий симбиоз «Твин Пикса» и романа Федора Михайловича, но получилось… Как получилось, в общем. Этот сериал явно не заслуживает столько внимания, сколько ему уделяют в прессе. Лучше книгу в сотый раз перечитать, честное слово.
Уже смотрели новинку от «Кинопоиска»?
Если вы тоже ждали «Преступление и наказание» и разочаровались, не расстраивайтесь: вот какие еще новинки вышли (и продолжают выходить) в ноябре.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во »ВКонтакте».