MSK1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Москве

Погода+6°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

штиль.

758мм 85%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Город мнение Масонская Москва. Как сборища тайных обществ повлияли на архитектуру столицы

Масонская Москва. Как сборища тайных обществ повлияли на архитектуру столицы

Публикуем авторскую колонку экскурсовода Ивана Савушкина

Экскурсовод Иван Савушкин рассказал, как масоны повлияли на архитектуру Москвы

Ровно 200 лет назад масонские ложи в России стали под запретом. О том, как это было и как после этого изменилась Москва, рассказывает в своей колонке экскурсовод Иван Савушкин:

В августе 1822 года император Александр I подписал рескрипт на имя министра внутренних дел графа Кочубея «О запрещении тайных обществ и масонских лож». Такое решение было вызвано тем, что масонство слишком сильно разрослось среди русской элиты, всё больше офицеров и знаменитых людей вступали в ложи в Москве, Питере и других городах. На этот неконтролируемый рост наложилось представление о том, что именно масоны ответственны за революцию во Франции и могут ее повторить, но теперь уже в России. После официального запрета некоторые ложи еще продолжали функционировать, но к 60-м годам XIX века масонство практически полностью угасло в России.

Сегодня я бы хотел рассказать про несколько «масонских» домов Москвы, которые остались нам в наследство от этого тайного мистического клуба, в котором состояли лучшие люди своего времени и якобы замышляли провернуть в России революцию.

Надо сказать, что Александр I не первый русский правитель, который старался официально запретить масонские ложи, расцвет масонства в России пришелся на период правления его бабушки, Екатерины Великой, она же и попыталась впервые запретить масонов. При ней же знаменитый архитектор Василий Баженов и построил дом для генерал-поручика Юшкова на Мясницкой улице, который и является нашим первым «масонским» домом Москвы.

Дом Юшкова, или российская академия живописи ваяния и зодчества, построенная в 1790 году, находится по адресу Мясницкая, 22, многие видят в здании запредельное количество масонской символики, и, надо сказать, не без причин. Надо сказать, что архитектор Василий Баженов, как и многие другие образованные люди XVIII века, был масоном, поэтому мы точно можем сказать, что знаки, которые сегодня так явно читаются многими любителями мистики и теорий заговоров, были оставлены в архитектуре Баженова неслучайно. Сам дом выполнен в г-образной форме, что должно символизировать рог изобилия, один из главных символов масонства.

Помимо своей формы здание связано с масонами и своей историей: в этом доме открыл первую публичную библиотеку для дворян и «подлого» населения, пожалуй, самый знаменитый московский масон XVIII века Николай Новиков. Как ни странно, но представления о том, что масоны занимаются черной магией, едят младенцев и готовят революцию в России, всегда оставались лишь представлениями. Главной же задачей этого тайного общества было просвещение, поэтому библиотека Новикова, открытая в стенах этого здания, была, пожалуй, почти единственным всесословным общественным местом Москвы XVIII века. Помимо этой библиотеки знаменитый масон открыл еще несколько школ в Москве и бесплатную аптеку.

Второй наш масонский адрес Москвы находится совсем неподалеку, мы говорим про Меншикову башню, которая находится по адресу Архангельский переулок, 15. Сам граф Александр Меншиков не был масоном и решил строить здесь самую высокую башню в Москве отнюдь не для того, чтобы заниматься просвещением, да и изначальный облик колокольни должен был быть совсем другой. Меншиков в 1704 году купил огромный участок земли рядом с «Погаными болотами» в Москве, построил там усадьбу и начал строить домовой храм с колокольней, которая превышала бы по размеру колокольню Ивана Великого и стала бы самым высоким зданием Москвы. Под это дело он очистил ближайший водоем, превратив «Поганые болота» в «Чистые пруды», привез в Москву икону, написанную самим евангелистом Лукой и даже заказал из Петербурга знаменитого Доменико Трезини.

Колокольня строилась с одной целью — впечатлить царя Петра Первого. Во-первых, она была видна отовсюду, но лучше всего она смотрелась с «царского тракта» (Мясницкой улицы), по которой Петр всегда ездил в Немецкую слободу, когда бывал в Москве, а во-вторых, колокольня выглядела совсем не по-московски, Доменико Трезини в будущем построит похожий Петропавловский собор, который и станет усыпальницей для Петра Первого.

В 1707 году храм достраивается, но уже в 1710 году Меншиков уезжает из Москвы и забывает про нее, позже в колокольню храма как в самое высокое здание Москвы ударит молния, и в пожаре погибает большая часть шпиля. Очень долго колокольня стоит без ремонта, пока Гавриил Измайлов (тоже знаменитый московский масон), живший рядом с академией художеств, не принимает решение отреставрировать колокольню и весь храм.

Вместо того чтобы восстанавливать многоярусный купол, Измайлов завершает колокольню золотой шишкой, уменьшает пределы храма, делая его симметричным, и полностью переделывает интерьер, разумеется, добавляя туда разные масонские символы, которые в середине XIX века будет убирать митрополит Филарет. После многочисленных изменений «масонского» осталось в храме не так много, однако многие историки считают, что витые колонны и пустые барельефные свитки над входом в храм (раньше там что-то было изображено, но по указу митрополита всё это сбили) должны были нести какую-то информацию для масонов.

Измайлов не просто так взялся реставрировать колокольню Меншикова, он жил рядом, и полуразрушенный храм мозолил глаза вольному каменщику. Когда он отреставрировал храм, вся ложа стала собираться в нем.

Третий наш масонский адрес находится на станции метро «Кропоткинская» по адресу Гагаринский переулок, 11. Гагаринский переулок назван так не в честь космонавта, а в честь древнего дворянского рода князей Гагариных, усадьба которых и находится в этом переулке. Князь Иван Гагарин был одним из самых главных столичных петербургских масонов, но и в Москве у него тоже было имение. Были ли на том доме масонские знаки, неизвестно, ведь особняк дошел до нас не в первозданном виде. В 1895 году дом покупает гражданский архитектор Николай Фалеев, он же и добавляет на фасад россыпь масонской символики. По периметру дома расположены и треугольники, и лопаты, топорики и циркули. Всё это при желании можно трактовать как масонские знаки, но являлись ли они таковыми на самом деле? На этот вопрос точно ответить уже никогда не получится, да, все перечисленные символы являются масонскими, но с тем же успехом они могут быть и символами архитектуры в целом. Учитывая, что владелец дома был архитектором, а масонство в 1895 году было строжайше запрещено в России, однозначно трактовать фасад этого дома мы не возьмемся, но кто знает?

Сегодня здание в Гагаринском переулке выглядит так

Надо сказать, что масонская символика крайне часто встречается в Москве, так как это в целом библейская символика. Самым распространенным символом является глаз бога или лучезарная дельта. Его мы можем увидеть и над входом в Институт Склифосовского, больницы, построенной еще графом Шереметевым, и на храме великомученицы Варвары в центре Москвы, и даже на стенах донского монастыря. Всё это может означать, что владелец дома или архитектор — масон или же просто православный христианин, ведь глаз бога означает конкретную фразу из писания: «Вот око господне над всеми боящимися его и уповающими на милость его».

При советской власти масоны тоже не прижились, однако уже в 90-х годах тайное общество возрождается в Москве. Здание Великой ложи России находится по адресу Полтавская, 18 и существует она с 1995 года. На современном здании нет никакой масонской символики, которая могла бы привлечь любителей теорий заговоров, а стать масоном сегодня можно, просто заполнив анкету и пройдя обряд посвящения.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем