Юрий Лужков стал мэром Москвы в июне 1992 года. Дмитрий Медведев уволил его в сентябре 2010-го «в связи с утратой доверия президента». На эту должность пришел Сергей Собянин, которого утвердили голосованием в Мосгордуме. Через три года Собянин победил на выборах, получив 51,37% голосов. В 2018 году его переизбрали на третий срок: за него проголосовали уже 70,17% москвичей.
Мы запускаем цикл статей о том, как отличалась жизнь в столице во время правления Собянина и Лужкова. Сегодня MSK1.RU сравнивает достижения и неудачи глав города в сфере строительства.
Мэр-дорожник против метромэра
При Лужкове приняла привычный вид самая известная автомагистраль столицы — МКАД. Кольцевая дорога существовала и раньше: проект появился еще до войны, в 1937 году. Строительство началось в 1956-м, а первый участок открылся для движения в 1960-м. Но к концу девяностых МКАД стал слишком тесным и небезопасным, скорость потока автомобилей составляла 35–40 км/ч — настолько плохой была пропускная способность трассы.
Юрий Лужков занялся реконструкцией МКАДа, чтобы хоть как-то снизить масштабы пробок в столице. В девяностые годы дорожное полотно расширили, и мэр торжественно открыл реконструированную магистраль в 1998 году.
Строительство подверглось критике со стороны москвичей и жителей Подмосковья: до сих пор в городе ходит легенда о том, что Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД», потому что асфальтовые обочины с каждой стороны оказались на 10 см уже, чем было заявлено в плане.
Помимо этого, в 1999 году Следственный комитет возбудил уголовное дело о хищении 256 миллиардов рублей, которые «пропали» при строительстве кольцевой автодороги. Приговор вынесли спустя семь лет, но обвиняемые получили достаточно мягкое наказание: двоих из них амнистировали сразу после оглашения.
МКАД — кольцевая автомобильная дорога в Москве, на которой действует безсветофорное движение. До 1984 года магистраль была административной границей города. Разрешенная скорость движения на МКАД — 100 км/ч.
При Лужкове также было построено Третье транспортное кольцо. Мнения экспертов по поводу необходимости магистрали разошлись: кто-то считает, что без него Москва давно бы встала, другие говорят, что в строительство были вложены огромные деньги, а практического эффекта оно не дало.
Собянин, в отличие от своего предшественника, с самого начала взял курс на развитие метро. Именно при нем появились Московской центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Только за первые десять лет правления мэра протяженность линий увеличилась на 200 км, появилось более 100 новых станций и 11 депо. В марте этого года открылась Большая кольцевая линия — самая длинная в столичном метрополитене.
При Лужкове в метро были построены только две новые линии: Люблинская и Бутовская. Кроме того, бывший мэр открыл московский монорельс, который так и не прижился: поезда ездили с очень маленькой скоростью, а пассажиропоток оставлял желать лучшего. В 2010-е годы начались серьезные проблемы с запчастями, количество поездов пришлось снизить. В итоге в 2017 году монорельс буквально сделали аттракционом лужковской эпохи: ввели в экскурсионный режим. Сейчас поезда монорельса ходят раз в полчаса с 8 утра до 8 вечера.
В 2012 году Собянин внедрил платные парковки, стоимость в зависимости от времени суток и зоны составляет от 40 до 450 рублей в час. Многие горожане возмущались и не хотели «платить за воздух». Чтобы смотивировать москвичей ездить на общественном транспорте, в 2013 году был запущен единый проездной — карта «Тройка».
Еще одно неоднозначное решение Собянина — полный отказ от троллейбусов. Последние из них ушли с маршрутов в 2020 году, а еще в 2015 году троллейбусная сеть Москвы была одной из самой крупных в мире. Их заменили на электробусы, что привело к жалобам пассажиров: не все маршруты удалось оперативно закрыть новым видом транспорта. Кроме того, экоактивисты жаловались, что многие троллейбусы заменили на обычные, гораздо менее экологичные автобусы.
При Собянине строительство дорог продолжалось: так, началось строительство Московского скоростного диаметра, Коммунарского шоссе, большого количества развязок на МКАД, прошла реконструкция Третьего транспортного кольца. Кроме того, мэр ввел в столице выделенные полосы для общественного транспорта, благодаря чему скорость на этих участках увеличилась на 20–30%.
Лужковская архитектура против собянинской плитки
Символом правления Лужкова определенно можно назвать храм Христа Спасителя. Его строительство вызвало массу споров в обществе: одна власть разрушила здание, другая снова построила. Появление нового, послевоенного храма сопровождалось протестами. Из-за них один из архитекторов покинул проект, его место занял Зураб Церетелли, изменивший первоначальный вид постройки. Так, на белых стенах появились бронзовые барельефы и мраморные композиции, которых не было в оригинальном храме.
Москва-Сити начал строиться при Лужкове, в 1995 году, и разрастается до сих пор. На тот момент это была первая масштабная попытка придать городу вид современного мегаполиса. Сейчас там находится огромное количество офисов, апартаментов и развлекательных заведений, но в период правления Лужкова проект раскритиковали: добираться до него было неудобно. Также многих пугали внешний вид современных зданий и высокая плотность населения.
Собянин, будучи еще кандидатом в мэры, назвал Москва-Сити градостроительной ошибкой, добавив, «что сделано, то сделано», и пообещав избавить район от транспортного коллапса. Сейчас к деловому центру проведены метро и МЦК.
Бывший мэр был известен крайне своеобразным взглядом на градостроение: термин «лужковская архитектура» нередко используется в разговорах москвичей. Лужков действительно во многом исходил из собственных представлений о прекрасном.
Экспертное сообщество до сих пор критикует возведенные им объекты: многие считают их громоздкими и безвкусными, другие — интересными, но совершенно не вписанными в город. Сам мэр говорил, что его архитектура хороша разнообразием стилей, и называл ее «российской эклектикой».
Так, например, предметом споров стал памятник Петру I. Работу Зураба Церетели установили в 1997 году на искусственном острове у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Скульптура подверглась жесткой критике: мэра обвиняли в гигантомании и в том, что памятник испортил одно из самых живописных мест столицы. Позднее он даже попал в американский топ-10 самых уродливых сооружений мира.
Еще один известный памятник «лужковской архитектуры» — построенный в 1993 году театр Et Cetera. Здание проектировали четыре архитектора, один из них — Александр Великанов — отказался от авторства, увидев, что получилось. Театр стал сборной солянкой разных архитектурных стилей и, как все постройки времен Лужкова, вызывает противоречивые чувства.
Самым спорным проектом времен Собянина стала работа скульптора Салавата Щербакова — памятник князю Владимиру. 24-метровое сооружение собирались установить на смотровой площадке возле Воробьевых гор, но десятки тысяч москвичей высказались против и потребовали перенести его. Впоследствии высота памятника изменилась: она составляет 17,5 метра. После череды протестов и петиций скульптуру установили в другом месте — на Боровицкой площади.
Но по-настоящему войдет в историю Сергей Собянин как человек, который «опять всё перекапывает». Замену асфальта на плитку он начал сразу же — в свое первое лето на посту мэра Москвы. Предполагалось, что так тротуары станут более долговечными, а ремонт дешевым. На деле всё оказалось куда сложнее: плитка не всегда ложилась ровно и далеко не везде переживала зиму.
Ремонтные работы проводили каждое лето, год за годом. Москвичи шутили, что мэр города ищет клад, более серьезно настроенные горожане подозревали, что супруга Собянина — владелица бордюрного завода. Благодаря программе часть столичных улиц действительно облагородили, озеленили и сделали пешеходными.
В парке «Царицыно» находилась резиденция императрицы Екатерины II, которую не достроили в XVIII веке. За завершение строительства взялся Юрий Лужков, в итоге дворец предстал перед посетителями в том виде, который никогда не существовал. Например, в нем есть тронный зал императрицы, хотя она там не жила. По словам экспертов, было лучше законсервировать дворец в том виде, в котором он находился, а не создавать интерьеры, которых никогда не было.
Крупнейшим проектом Собянина стал парк «Зарядье», который открыли в 2017 году на месте пустыря от снесенной гостиницы «Россия». Открытие парка снова разделило москвичей на два лагеря: одним понравился современный вид и разнообразие растений, другие раскритиковали парк как несоответствующий архитектурному виду центра города. Наибольшее количество споров вызвала дуга парящего над Москвой-рекой моста.
Реставрация Парка Горького началась в 2011 году. В 90-е инфраструктура парка пришла в упадок, пришлось даже ввести платный вход. При Собянине демонтировали нелегальные объекты, отреставрировали здания, создали площадки для отдыха. В отличие от «Зарядья» москвичи положительно приняли реконструкцию парка, посещаемость многократно выросла.
Урбанисты критикуют его только за то, что пространство создано для среднего класса горожан и не учитывает потребности других, менее обеспеченных групп населения. При этом парк по-прежнему остается одним из самых популярных мест для отдыха среди москвичей.
Кто из мэров сделал для Москвы больше?
Ранее мы писали, что на севере Москвы рядом с МЦД «Бескудниково» строят путепровод между Алтуфьевским районом и Восточным Дегунино. Он свяжет улицы Инженерную и 800-летия Москвы. Местные жители жалуются, что новая дорога пройдет в нескольких метрах от окон домов и школы, а для ее строительства вырубили целый сквер. Также мы рассказывали о том, что в Москве построят новый участок Коммунарского шоссе за 6 миллиардов рублей.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».