Разговоры о том, что в 50 километрах от Москвы — около города Электросталь — есть свой «Чернобыль», ходят уже много лет. Дело в том, что там, возле местного машиностроительного завода, на протяжении десятилетий находилось хранилище уранового сырья, превратившее территорию вокруг в ядерный могильник. Жители близлежащей деревни говорят, что из-за этого уже много лет они пьют облученную воду, собирают в лесу зараженные грибы и ягоды.
Корреспонденты MSK1.RU поговорили о происходящем с экспертами и вместе с дозиметристом побывали в зоне загрязнения, чтобы узнать, какой уровень радиации там сегодня. Спойлер — результаты вас шокируют.
О загрязнении мы узнали, благодаря Антону Ястребцеву, директору компании "Экология жизненного пространства", проводящей независимые экологические экспертизы в Москве и Московской области. Несколько лет назад клиент вызвал Антона в Электросталь, чтобы он замерил уровень радиации рядом с территорией машиностроительного завода и сделал заключение об опасности этого места.
АО "Машиностроительный завод" - старейшее предприятие РФ, входящее в Топливную компанию "ТВЭЛ" Госкорпорации «Росатом». Завод был построен в годы Первой мировой войны для производства боеприпасов. В его цехах изготавливались снаряды, мины, авиабомбы. С 1954 года стартовало производство тепловыделяющих элементов (твэл) и тепловыделяющих сборок (ТВС) для атомной энергетики. Там были созданы детали и топливо для первых АЭС. В 1965 году начато серийное производство тепловыделяющих элементов для атомных электростанций.
— В районе Электростали мы наблюдали очень высокий радиационный фон три года назад, — сообщил нам Антон. — Там в прошлом веке изготавливали топливо для атомных электростанций. За несколько десятилетий накопились в болоте радионуклиды, которые сливали с завода. Три года назад я впервые лично проверил, какой там уровень радиации.
«Замерил, у меня волосы дыбом встали. Дозиметр показал примерно 24–25 микрозиверта — это очень много, примерно уровень Чернобыля»
«Сама там не купалась, а детей водила»
До деревни Субботино от ядерного могильника — всего около двух километров. Старожилы давно знают о радиации, но все поголовно уезжать не собираются. Кто хотел — давно это сделал. А многие из тех, кто купил там участки, не в курсе обо всем этом.
— Ничего, выросли, адаптировались. На здоровье не жалуемся, все старой закалки, — весело рассказала местная бабушка. — Ближе к заводу, конечно, более высокая степень радиации. В лес соваться нечего — там могильник. Хотя и там уже всю землю продали под дачи. Люди будут строиться.
«Мы здесь всю жизнь прожили, в речке купались, грязью мазались, морковь мыли и ели, по грибы ходили обязательно»
Понаехавшие, конечно, слышали какие-то разговоры о радиации, но многие думают, что это просто байки от стариков. Михаилу (имя изменено) дом в Субботино достался по наследству.
— Я здесь живу три года, — уточнил он. — Отец ничего не рассказывал о радиации, он на Машзаводе работал — может, с этим связано? Участки им выделяли с работы. Всю жизнь он пробыл здесь, на здоровье, вроде, никакая радиация не сказалась.
«Бабке моей 94 года. Из них она 40 лет здесь прожила. Она никогда в этих местах не купалась, но в детстве нас водила»
Два года назад информация о повышенном уровне радиации под Электросталью уже наделала шума. Тогда сюда съехались кучи специалистов, ходили по лесу и деревне с умным видом и говорили местным, что всё будет хорошо.
— Они в лесу тогда что-то копали, даже баки специальные стояли, — поделился местный пенсионер. — Машины приезжали, грузили туда что-то и увозили. Может, хуже стало, после этого вода с могильника потекла сюда. Мы у них спрашивали: «Зачем это трогаете? Это же могильник! Всё размоет, всё потечет», но на наши возмущения как будто никто просто не обращал внимания.
Замеры радиационного фона
Что ж, проверим, кто прав — старожилы или понаехавшие. Инженер-физик Андрей Ожаровский уже много раз убеждался, что первые. Но мы захотели увидеть это сами и отправились вместе с ним гулять по местным просторам.
Путь пролегал через шатровые склады вдоль забора бывших территорий завода и вел как раз к деревне Субботино. Спорить с инженером-физиком дальше было бесполезно — оказалось, что зона длиной в несколько километров заражена.
— В некоторых местах, например, в лесу и на болоте, показатели достигали 15–20 микрозиверт в час, — поделилась результатами замеров уровня радиации корреспондент MSK1.RU Елена Халматова. — Наиболее безопасным считается уровень 0,2 микрозиверт в час. Даже рядом с деревней радиационный фон хоть немного, но тоже оказался повышенным.
Самым радиоактивным местом, естественно, оказалась территория, где раньше находились шатровые склады. Они относились к заводу и были огорожены. Урановую руду туда поставляли по железной дороге, сейчас и она закрыта.
— Годовая норма облучения — приблизительно 1000 микрозиверт, — объяснил Андрей Ожаровский. — А на этом месте — в среднем 10 микрозиверт в час. Если посчитать, то примерно за четверо суток здесь человек получит годовую дозу облучения, а это гарантированный вред для здоровья.
«Радиация проникла в почву и воду»
Рядом с предприятием есть болото. Уровень воды там не очень высокий, в отличие от радиации. Для чистоты эксперимента мы замерили показатели у грунта, спустив прибор через трубку к низине.
Еще одной проблемной зоной здесь стал ручей со странным названием Б-2, или, как его называют местные, Безымянный. Он начинается на территории завода, проходит через лес и течет прямиком к Субботино. Русло у него искусственное. Уровень радиации в воде тоже превышает норму в несколько раз.
«Самое страшное, что радиация проникла в подземные воды, то есть в колодцах на участках, откуда люди пьют воду, она есть»
Уже многие годы экоактивисты пытаются добиться решения проблемы от властей, но из результатов пока — только белые таблички с надписью «Опасно» в лесу.
— Мы видим, что на расстоянии от десятка метров до двух километров есть радиационное загрязнение, — уточнил Ожаровский. — Там повышенная мощность дозы. Совершенно ясно, что источник проблемы — Машиностроительный завод, предприятие по выпуску ядерного топлива.
«Объект ядерного наследия»
Есть федеральная целевая программа «Ядерно-радиоактивная безопасность». Ожаровский говорит, что власти Московской области должны подать туда заявку. Для этого нужно признать, что радиационное загрязнение есть, обратиться в правительство и так далее. После этого могут дать денег на очистку территории.
— Я считаю, что предприятие должно нести ответственность за последствия своей деятельности, — добавил инженер-физик. — Завод размещает свои отходы в долине ручья, в этом болоте. Нахождение радиации в окружающей среде не только опасно, но и нарушает законодательство, ведь не должно быть бесхозных радиоактивных отходов и немаркированных загрязненных территорий.
Но ни руководство завода, ни местные чиновники не спешат разбираться в сложившейся ситуации. По крайней мере, сейчас.
— У нас нет проблем с радиационными выбросами на данный момент, — уверенно заявили в пресс-службе администрации Электростали. — Пока нет сводки о каких-то страшных радиационных выбросах, никто не обращался к нам, никто не жаловался. В любом случае надо брать комментарий от завода.
«Все территории, загрязнение которых произошло в 40–50-х годах, являются объектами ядерного наследия»
— Зараженные территории были огорожены и имели соответствующие предупреждающие обозначения, но со временем они пришли в негодность, — признался заместитель главы городского округа Электросталь Алексей Борисов.
Но чиновники обещают, что в будущем обязательно займутся проблемой, до которой никому нет дела уже долгое время. Правда, речь идет не о ликвидации радиационного загрязнения.
— Работы по восстановлению ограждения будут рассмотрены при формировании бюджета на 2024 год, — пообещал Алексей Борисов.
Кстати, ранее мы рассказывали о продуктах, которые накапливают в себе радиацию. Список «фонящей» еды — в этом материале.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».