В Москве, в Беговом районе, люди заметили необычную выставку. Окна первого этажа одного из домов завешали карикатурами на иноагентов. Так, пародист и телеведущий Максим Галкин* оказался «алкиным любовником», улетевшим в Израиль «спасать свои активы». Певец Борис Гребенщиков* — «бродячим бардом в Гейропе», публицист Александр Невзоров* — пациентом, которому переливается кровь от «арийского хряка». Еще одним героем карикатуры стал актер Дмитрий Назаров, критиковавший СВО. Его представили как «русофобов волонтера». Рассказываем, что всё это значит.
«На Западе пропаганду всем пихают, а нам нельзя?»
Такие картинки, как выяснил MSK1.RU, появились на окнах Московского союза художников (МОСХ). Их нарисовали в рамках проекта «Агитфронт», развивающего пропаганду. В качестве названия выставки организаторы тоже выбрали оригинальное название — «Окна МОСХа». Почти как «Окна ТАСС» и «Окна сатиры РОСТА».
«Окнам сатиры РОСТА» называют серию плакатов, созданных в 1920-х и направленных на поддержку пришедших к власти большевиков. Позже, во время ВОВ, появились «Окна ТАСС» — плакаты, которое выпускало телеграфное агентство.
В будний день у здания МОСХ пусто, как и внутри него — выставочный зал оказался закрыт. Периодически мимо здания проходят люди, редко обращая внимание на окна. Те же, кто туда посмотрел, либо смеются, фотографируя на память творения новой волны пропагандистского искусства, либо томно вздыхают, закатывая глаза.
— Считаю правильным популяризацию здравых идей в массах через искусство, — глядя на плакат с «безумным подкидышем» и посмеиваясь, говорит местный житель Иван. — Вон на Западе свою пропаганду всем пихают, а нам что, нельзя?
Однако нашлись и те, кому подобное творчество по каким-то причинам пришлось не по душе.
— Новая волна соцреализма? — с ухмылкой произнес Олег. — Эти пластмассовые карикатуры не отражают мнения большинства.
«Они созданы для того, чтоб показать напускную заинтересованность общества в происходящем»
Несмотря на то, что попасть на выставку внутри оказалось невозможно, корреспондент MSK1.RU встретил одного работника МОСХа.
— У нас граждане могут насладиться карикатурами и постерами, отражающими новую действительность, — рассказал он. — Несколько совершенно разных авторов отослали свои работы нам, а мы, в свою очередь, разместили их напоказ для общего удовольствия.
Искать актуальные образы в эфирах Соловьева
Заявки от художников на конкурс «Агитфронт» собирали еще весной. В его описании на сайте МОСХ говорится, что проект должен «восполнить пробел в агитационной пропаганде и собрать визуальные мессенджеры (именно это слово указано на сайте МОСХ. — Прим. ред.) россиянам и всему миру, утверждающие Русский мир и российские ценности». К тому же, в тексте сказано, что визуальная пропаганда воздействует на сознание людей сильнее текстовой.
Победителям конкурса, занявшим первые три места, организаторы выплатят от 30 тысяч до 10 тысяч рублей. Еще пяти лучшим выдадут грамоты, набор ручек для рисования и скетчбуки.
Также на сайте говорится, что эти агитационные материалы будут размещать в соцсетях, метро, учебных заведениях, зданиях МФЦ, «а также для начинки агитационных снарядов».
В поисках образов для работ художникам посоветовали посмотреть на канале «Соловьёв.Live» фрагмент эфира «УТРО Z», а также изучить тезисы президента с церемонии подписания договоров о включении новых субъектов в состав России. Ну и еще с форума «Российской энергетической недели». Участникам проекта также порекомендовали почитать телеграм-каналы Захара Прилепина, Ивана Охлобыстина, Дмитрия Пучкова (Гоблина) и других.
Миллионы из президентского фонда
На сайте МОСХ указано, что этот проект получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив. Как выяснил MSK1.RU, «Агитфронт» выиграл грант в 652 тысячи рублей, а всего на реализацию проекта потратили 970 тысяч рублей.
Это не единственные субсидии, который получал МОСХ. До этого Президентский фонд выделил 1,09 миллиона рублей на организацию выставки «Картина Победы». Проект получил еще софинансирование в 756 тысяч рублей.
МОСХ — это отделение Союза художников России, которое было организовано еще в 1997 году. Сейчас его председателем назначен 76-летний Николай Боровской, уроженец Харьковской области, художник и академик Российской академии художеств. На сайте Союза говорится, что его работы хранятся в частных собраниях в разных странах мира: в России, США, Германии, Франции, Бельгии и других.
Также Николай Боровской — совладелец экспериментального творческо-производственного комбината «Воронцово» Союза художников. Предприятие активно сотрудничало с ГБУ «Транспортный Комбинат "Россия"» при Управделами президента РФ. За 8 лет они заключили 11 госконтрактов на общую сумму в 5,5 миллиона рублей. Большинство из них касались «услуг по приему и транспортировке хозфекальных вод».
По данным «Контур.Фокуса», выручка МОСХ за 2022 год составила 4,6 миллиона рублей, а чистая прибыль — 18 тысяч рублей. Также эта организация открыла некое ЗАО «Диадан», которое тоже вело деятельность в сфере искусства. В 2020-м эта организация закрылась.
Кто это нарисовал?
Для выставки «Окна МОСХа» работы предоставили порядка десяти художников. Например, те самые карикатуры в простом лубочном стиле выполнил Кот Лубочный. Свою личность художник не раскрывает.
У него в соцсетях есть еще много работ из «иноганетской» серии. Там высмеиваются многие российские артисты — Семен Слепаков*, Монеточка*, Макс Покровский*, Валерий Меладзе* и другие. А в одном из опросов художник спрашивал у своих подписчиков, кого еще из звезд ему «отЛубочить».
Также в витринах разместили работы 59-летнего уроженца Йошкар-Олы Андрея Санникова. Например, «Вечера на хуторе» и «Безумный подкидыш». Региональное СМИ «МариМедиа» писало в 2013 году, что художник писал одну из картин под заказ для занимающего на тот момент пост главы республики Леонида Маркелова.
Патриотичные плакаты с надписями «Za ПраVду» и «За Русь, за веру, за семью» представила 22-летняя студентка из Питера Евдокия Левина. В соцсетях она выставляет на продажу некоторые из своих работ. В основном это пейзажи и натюрморты. А стоят они от 800 до 3 тысяч рублей.
Сработает ли такая пропаганда: мнение историка
Корреспондент MSK1.RU связалась с историком Марком Нуждиным, чтобы выяснить, насколько эффективны такие методы воздействия на сознание людей. По мнению эксперта, визуальная пропаганда действительно может работать лучше любой другой. Но у этого есть свои нюансы.
— Визуальная пропаганда в виде «Окон РОСТа» была направлена на население, которое на тот момент еще было в своей массе неграмотно и не имело доступа к телевидению. Возникает вопрос: а что случилось с телевидением? Его правда больше никто-никто не смотрит? — задается вопросом историк. — Может быть, было бы эффективнее в телевизоре что-то подкрутить, поменять, чтобы сделать более привлекательными современные способы пропаганды. А не надеяться, что кто-то, проходя мимо здания, станет разглядывать нарисованные на нём картинки.
«Или это совершенно безнадежно для российской пропаганды?»
Размышляя о карикатурах на иноагентов, Нуждин привел в пример опыт западной прессы, где часто всплывают такие рисунки. По словам историка, они не особо вредят имиджу героев пародийных плакатов.
— Мне кажется, что героям этих рисунков ну просто ни холодно, ни жарко. Это всего лишь картинки, которые реально никак не могут навредить. Уж каких только карикатур западная пресса не рисует по поводу своих собственных лидеров, к которым целый ряд изданий относится более чем лояльно, — говорит эксперт. — Ну просто вот такая дружеская издевка. Принято подтрунивать над политиками. И в каком только виде они их не изображают!
«Но это не мешает политикам благополучно собирать свои голоса и оставаться, руководить или с почетом уходить со своих постов»
К тому же, как отмечает Нуждин, многие иноагенты, которым уже много лет, могут помнить советские карикатуры. И в этом случае для них это видеть не ново.
— Тому же Гребенщикову точно по барабану, что кто-то где-то в каком-то виде его нарисовал, — продолжает историк. — Особенно в том случае, если он помнит то шельмование, которому его подвергала советская пресса. Многие из нынешних иноагентов, которые в возрасте, могут помнить еще те времена. И здесь для них вообще ничего нового.
Говоря о героях старых советских карикатурных плакатов, историк отмечает, что гораздо больше их стало в 1930-е годы. В 1920-е же был обобщенный образ врага.
— В 20-х годах чаще объектом пропаганды выступал обобщенный буржуй. Вы, может быть, помните рисунки Маяковского, где такие черные круглые фигуры поднимались и их мускулистой красной рукой останавливали, — вспоминает Нуждин. — Но уже в 1927 году была военная тревога, когда Чемберлен выдвинул ультиматум Советской России, и по всей стране прокатилась агитационная кампания «Наш ответ Чемберлену». И Чемберлена как только не изображали! Но это была первая ласточка. Дальше очень большую популярность изображения героев больших процессов в смешном, карикатурном, гнусном виде набрали в 1930-х годах. Это рисунки Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина, Томского — они все были на страницах советских газет.
Во многом, по мнению историка, появление этих рисунков сейчас напоминает старые методы. Но эффективность их воздействия на массы, о которой говорилось в описании проекта «Агитфронт», вызывает сомнения.
— Картинки произведут ли впечатление на человека, который чего только не видел в своем этом интернете? Он там давно видел уже и тиктоки всевозможные, со всеми возможными издевательствами и глупостями, бесконечное количество мультяшных героев, которые друг с другом чего только не делают и как при этом не выглядят. Возврат к методам 20-х годов, возврат к карикатурам, стационарно размещенным где-то на долгое время, выглядит очень сомнительно, — размышляет эксперт. — Всё это вообще похоже на кризис, который испытывает пропаганда. Она пытается, как и всё в нашей стране, взглянуть в прошлое.
«Но будет ли это прошлое работать так, как оно работало тогда? Общество ведь поменялось»
* Признаны в России иностранными агентами.
Ранее MSK1.RU писал, что ставшие опальными музыканты, которые выступают против проведения специальной военной операции, лишаются площадок, выступлений и, конечно, гонораров. Туры по стране — один из немногих способов артистам заработать деньги. Это не новое явление. О том, как повторяется история, об отмене выступлений Пугачевой, группы «Аквариум», «Кино» и «Свердловского клуба» мы поговорили с музыкальным критиком и экспертом Алексеем Остудиным.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».