Выпускник Российского государственного гуманитарного университета Александр Жадан уже дважды оказывался героем новостей федерального масштаба. В прошлом году он написал диплом при помощи ChatGPT, а в этом Интернет буквально взорвала история о том, как «нейросеть нашла жену программисту из Москвы».
В заблокированной в РФ соцсети X (бывший Twitter) Александр подробно рассказал, как разработал на моделях OpenAI алгоритм, который вместо него общался через приложение для знакомств с девушками, подбирал самых подходящих кандидаток для серьезных отношений и назначал им свидания. Итогом стало знакомство с Кариной, которой Александр сделал предложение.
Вместе с новой волной славы на молодого человека обрушилась критика, доходящая местами до хейта. Пользователи Интернета упрекали Александра Жадана в фальсификации опубликованного им кода для общения с девушками и в неэтичности такого подхода к знакомствам. А Карине и вовсе желали «бежать» от такого жениха.
«Фонтанка» пообщалась с парой и задала чувствительные вопросы о том, как правильно делать предложение, ссориться и распределять расходы и бытовые обязанности в паре. А еще — может ли Александр доказать, что не провел всех нас с историей про нейросеть, подбирающую невест, и можно ли повторить его опыт.
— Вы сделали классную рабочую программу, получили результат и целый год держали это знание в себе. Почему раньше не рассказали про свой опыт?
— Я пытался осознать, какой конечный результат хочу от своей работы получить. Только когда сделал предложение, понял, что да, пожалуй, это тот самый момент — я готов распрощаться с этим проектом и рассказать о нем.
— А почему одним из критериев отсечки девушек на этапе первичного подбора стали «фото с цветами»? Другие критерии — увлечение астрологией, обнаженные фото, отсутствие работы — в целом понятны. А цветы-то за что?
— По моему опыту, есть очень много нетривиальных факторов, и чаще всего они совпадают именно с наличием в профиле фотографий с цветами.
«Фото с цветами — это косвенный признак того, что девушка ожидает чрезмерного внимания или что у нее есть пластические операции»
— У вас была собрана статистика по «тиндер»-анкетам?
— Ну да. Я же до этого сидел в «Тиндере» очень долго, и у меня были отношения с девушками, с которыми я познакомился через это приложение. Идея заставить нейросеть заниматься подбором пришла не с нуля. Я понимал, что, например, мои родители познакомились совершенно по-другому. Ну а я знакомился с девушками именно через Интернет. И понял, что этот процесс можно оптимизировать.
— «Тиндер» ушел из России. Получается, ваш опыт теперь повторить невозможно?
— Находясь в России — да, не получится. «Тиндер» ушел, насколько я помню, в конце июня 2023 года. А я занимался поисками с лета 2022-го примерно до конца весны 2023-го.
— А к другим приложениям для знакомств, которые функционируют в России сейчас, ваш инструмент можно как-то приложить?
— Такая вероятность есть, но для этого надо понимать, как именно устроена модель каждого конкретного приложения. Я ничем, кроме «Тиндера», не пользовался, поэтому не могу ответить на этот вопрос.
«Дело в том, что приложения для знакомств, как правило, ориентированы на то, чтобы как можно дольше удерживать пользователя в процессе поиска»
Заставить его смотреть рекламу или подключать платную подписку. А мне хотелось как можно скорее и эффективнее подобрать подходящего именно мне партнера.
— «Финалисток», с которыми вы в итоге общались в реале, было четверо. Как долго вы ходили на свидания параллельно с четырьмя девушками?
— Тут, конечно, можно рассуждать, насколько это было правильно и корректно. Но это можно сравнить с собеседованием при приеме на работу. Есть несколько кандидатов, и надо проанализировать все плюсы и недостатки каждого их них и свои внутренние ощущения, чтобы определить: вот эта девушка — та самая.
«На свидания с четырьмя девушками, выбранными почти из пяти тысяч, я ходил почти полгода»
— А как при таком серьезном графике свиданий — с каждой же надо увидеться, поддерживать общение — вам хватало времени на какую-то другую жизнь, кроме личной?
— Я достаточно мультизадачный человек.
— Вы опубликовали в заблокированной соцсети X видеозапись того, как вы делали предложение Карине. И этот ролик вызвал шквал эмоций у других пользователей, особенно первая реплика: «Мы должны расстаться». А Карина в тот момент знала, что вы записываете видео?
— Нет, не знала. Ее удивление было искренним. Но сам ход разговора был характерен для нашего общения. Дело в том, что у нас есть «локальный прикол»: обсуждая какие-то серьезные вещи, мы можем говорить о них так, что человек со стороны может наши фразы понять двояко. Вот и тут многие решили, что как-то странно начинать делать предложение со слов «нам надо расстаться». А на самом деле смысл фразы был такой: «Карина, можем ли мы расстаться, как парень и девушка, чтобы дальше быть вместе в другом статусе — как муж и жена?»
«Люди спешат выразить свои эмоции, не зная полной картины наших отношений и оценивая увиденное по каким-то своим, а не нашим критериям»
— Получается, вы с Кариной между собой общаетесь в стиле эдакой пост-иронии с серьезным выражением лица?
— Конечно. Но если случается по-настоящему серьезный разговор, мы оба понимаем, что говорим серьезно, без иронии.
— Вопрос от женской части аудитории. А нормальное помолвочное кольцо вы Карине все-таки купили?
— Конечно, и это кольцо как раз у нее на пальце на фотографии. Когда я делал предложение на пароме, в кармане у меня была проволока от шампанского, и в тот момент вместо кольца под руку попалась она.
«А после, когда мы приплыли в Гонконг, мы пошли и купили настоящее кольцо. Карина их вообще-то не носит, так что это было ее первое кольцо»
— А какое оно?
— Это кольцо сделано вручную, мы его купили в крафтовом магазине. Точно не скажу, что это за материалы. Оно понравилось Карине, размер подошел, и я его купил. Честно говоря, я даже не помню, сколько оно стоило.
— А сколько Карине лет, чем она занимается?
— Карине сейчас 22 года, она работает в Сбере аналитиком. Мы знакомы больше года, вместе живем, скажем так, чуть меньше.
— Недавно в заблокированной соцсети X развернулся тред о том, как должны распределяться расходы в паре. Началось всё с поста девушки: «Сначала они просят разделить счет пополам, потом пополам делится аренда. (Зачем) тогда выходить замуж?» А как у вас в паре решается вопрос бюджета?
— Мы оба очень самостоятельные люди. Я зарабатываю больше, но расходы на совместную жизнь мы несем вместе. Когда мы идем в ресторан, я могу полностью оплатить счет за двоих, а в какой-то момент счет может оплатить Карина. То есть у нас нет четкого распределения, кто, когда, сколько и за что платит.
Что касается аренды квартиры, то здесь существенно большую часть оплачиваю я. Расходы на хозяйственные нужды распределяются ситуативно.
«В целом у нас денег на жизнь более чем достаточно, и из-за них не возникает конфликтов»
— А как распределяете работу по дому?
— Стараемся всё автоматизировать: есть робот-пылесос, посудомоечная машина, стиральная машина. Если мы на ужин едим салат, то чаще готовит Карина. А вот если речь заходит о пасте, то готовлю я.
— Любая нормальная пара ссорится. Из-за чего вы ссорились в последний раз?
— У нас никогда не было по-настоящему тяжелых конфликтов. Ни я, ни Карина ни разу не сделали чего-то такого, что нельзя было бы простить. Если ссора возникает, мы общаемся, выражаем, что мы чувствуем по этому поводу, что можно сделать лучше. И идем дальше. Последняя ссора случилась так. У одного бара был закрытый ивент, и, чтобы туда попасть, надо было зарегистрироваться. Как-то так получилось, что я зарегистрировался, а Карина — нет. Она сказала: «Ну иди один». А потом оказалось, что моя регистрация давала возможность прийти на мероприятие вдвоем. Мы это обсудили, ссора на этом закончилась.
— Как изменилась ваша жизнь после шквала новостей в СМИ о том, как «нейросеть нашла программисту жену»?
— Не скажу, что что-то принципиально изменилось.
«У меня [благодаря этому] появились новые знакомства, возможности и интересные предложения рабочего характера»
— В той же заблокированной соцсети X ваш рассказ о создании нейросети для работы с приложением знакомств активно обсуждали программисты. И они нашли в опубликованных вами данных признаки того, что код на самом деле тоже написал ChatGPT по запросу вроде: «Вот тебе пример кода, сделай что-то такое же, чтобы это было похоже на код». В чем они неправы? Или это всё мистификация и вы и правда нас всех провели?
— Чтобы всех, как вы говорите, провести в таких масштабах, я не знаю, кем надо быть. Свой проект я делал исключительно для себя, для использования в личных целях. И я вовсе не профессиональный программист. Я, в первую очередь, человек, который работает с продуктом. Поэтому, когда делался этот проект, я пользовался помощью знакомых, Google и примером других готовых проектов. Моей задачей было адаптировать имеющиеся решения в рамках того алгоритма, который мне нужен.
«Да, в опубликованных материалах какие-то вещи представлены грубо и условно. Но мой код работает. Это факт»
Спорить с людьми, которые критикуют мою публикацию, я не стану — очевидно, они занимаются разработкой профессионально и лучше знают, что и как должно выглядеть в коде. Да, какие-то вещи можно было сформулировать лучше. Но уже сейчас есть компании, которые заинтересованы в приобретении этого алгоритма, по крайней мере, в качестве основы для собственных решений. Так что код будет усовершенствован.
— То есть исходники кода вы выкладывать не будете?
— Если бы я выложил полностью готовый код в открытом доступе, то, как минимум, коммерческая ценность этого решения снизилась бы в разы. А если проект удастся продать, я тем более не смогу им делиться, потому что он станет коммерческой тайной нового владельца.
— А каков коммерческий потенциал этой истории?
— Я не могу назвать свой алгоритм в том виде, в каком он сейчас существует, очень дорогим. Хорошо, если получится продать его миллионов за 5–7. Это немного относительно средней цены подобных проектов. Поэтому мне сейчас интереснее думать о том, что можно дальше из моего проекта сделать. Но конкретикой пока поделиться не могу.
— А что вы думаете по поводу постов с хэштегом «Карина беги», авторы которых считают, что ваша история не совсем этична по отношению к Карине и другим девушкам, не прошедшим отбор?
— Когда я писал в X о своем проекте, это был рассказ именно о проекте, а не о наших отношениях с Кариной. Поэтому люди, которые пытаются оценивать именно отношения, не видят всей картины. И начинают делиться своими догадками и оценками, которые к нам никакого отношения не имеют.
— А что еще в семейной жизни вы планируете делать с помощью нейросетей?
— С помощью нейросетей можно оптимизировать массу бытовых вопросов, которые вам по разным причинам не очень нравится решать. Допустим, мы покупаем какие-то продукты в магазине, а потом думаем, что можно из них приготовить.
«Я фотографирую продукты и прошу нейросеть составить из них рецепты»
Свадьбу Александр и Карина назначили на август. О том, как это мероприятие будет выглядеть, рассказала Карина:
— Сначала, как полагается, мы распишемся. А потом сама свадьба будет где-то на природе, в загородном доме. Пока что мы ищем подходящую площадку и придумываем концепцию. Но мы совершенно точно не будем устраивать классическую свадьбу с откусыванием каравая и тостами, которые родственники должны торжественно произносить по кругу. Платье будет белое, легкое и удобное, ни в коем случае не корсет с фатиновым «тортиком» снизу.
— Карина, а за что вы любите Александра?
— Это суперинтересный, постоянно что-то генерирующий человек, с которым очень здорово проводить время. Мы близки по взглядам, и мне это очень импонирует. Я знаю, что, даже если мы в чем-то не согласны, это будет аргументировано, и Саша обязательно меня выслушает. И при этом не обидит, каким бы сложным ни был разговор. Он очень тактичен — и поэтому мне по-настоящему комфортно находиться рядом с ним.
«А еще Саша делает действительно сложные вещи, и я всегда уверена, что эти вещи имеют позитивную цель. Я его люблю и обожаю за это»
Подробный разговор с Кариной можно прочесть здесь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».