Собянинское благоустройство добралось до Москворецкого парка в московском районе Крылатское. И как только мэр в своем блоге заявил об этом, тут же разгорелся скандал — местные встали на защиту особо охраняемой природной территории (ООПТ). Люди боятся, что после обновления в заказнике «Крылатские холмы» (старое название, после 1998 года часть Москворецкого парка, — Прим. Ред) исчезнут редкие краснокнижные животные: заяц-русак, малая бурозубка и рыжая вечерница, которые здесь живут.
Еще местных насторожило, что чиновники решили создать здесь спортивный кластер, объединив олимпийские объекты, которые построили к Играм 1980 года. В частности, уникальная велотрасса.
Как развивался район Крылатское
К Олимпиаде 1980-х годов в Крылатском районе Москвы власти решили построить большое количество спортивных комплексов. Многие из них стали ключевыми для подготовки отечественных олимпийских чемпионов.
Район массово стали застраивать жилыми домами уже после летней Олимпиады. Так он и приобрел современный вид. По меркам Москвы здесь одна из лучших инфраструктур, как дорожная, так и социальная: 14 детских садов и 17 школ. Сейчас власти продолжают активно застраивать район.
В парке Крылатские холмы расположена олимпийская велотрасса. Ее длина составляет 13,6 километра, включая километровую финишную прямую, а ширина — 14 метров. В советские годы власти интегрировали трассу в парк так, что флора и фауна не пострадали, а для жителей района появилось пространство для прогулок.
Корреспондент MSK1.RU, побывал в районе и попытался разобраться, почему москвичи не рады решению властей.
Спасали от Абрамовича, отдав в руки Собянину?
Споры, кому должна принадлежать велотрасса, начались в 2000-х годах. Сначала она принадлежала Московской федерации профсоюзов, которая унаследовала все спортивные объекты в Крылатском районе после развала СССР. Но затем велотрасса перешла во владение всесезонного спортивного комплекса «Лата Трэк». В 2004-м правительство Москвы попыталось через суд вернуть трассу в муниципальную собственность, но безуспешно.
В 2007 году территорию парка межевали и часть трассы оказалась не во владении «Лата Трэка». Один из участков правительство Москвы сдало в аренду строительной компании «Медикал Стейт», которая входит в Millhouse (инвестиционная компания, которую СМИ связывали с Романом Абрамовичем. — Прим. ред.). Об этом писал «Ъ», подробно разбираясь в судебных спорах.
Тогда суд встал на сторону арендаторов, которые, в свою очередь, заявили о своих планах на строительство шестиуровневого гаражного комплекса с бассейном на крыше. Рабочие даже успели начать стройку, но позже она была остановлена. Вдобавок к тому, что ранее «Лата Трэк» огородил часть «Крылатских холмов» заборами, заблокировав привычные проходы не только для местных жителей, но и для животных, обитающих в парке.
Как писал Forbes, в 2020-м велотрассу пытались признать то «самовольной постройкой», то «не капитальным строением». Но местные отстаивали свои интересы — любым способом сохранить «Крылатские холмы». В один из дней люди живой цепью на своих байках замкнули Большое и Малое кольца велотрассы. Как писал «Ъ», по оценкам организаторов, участников могло быть приблизительно больше 2 тысяч человек.
Олимпийские чемпионы 1980 года обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить велотрассу. Среди подписавших, как писал «РБК Спорт» были велогонщики Сергей Сухорученков и Юрий Каширин.
В тот раз сохранить трассу нетронутой и отстоять ее права жителям всё же удалось. Местным активистам сообщили, что стройки не будет. Но в июне 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин опубликовал в своем блоге заявление, что теперь Олимпийская велотрасса принадлежит городу.
— Мы создадим современный кластер, который объединит несколько крупнейших спортивных объектов столицы — Олимпийский велотрек, Гребной канал и парк «Крылатские холмы». А у жителей района появится еще одно замечательное место для прогулок и отдыха, — написал чиновник.
Уникальная экосистема vs ларек с шаурмой
Люди снова заволновались: а вдруг это всего лишь начало, а потом и велотрассу снесут, и парк застроят многоэтажками.
— Я лично здесь родилась и выросла, — рассказала защитница парка «Крылатские холмы», юрист Наталия Золотова. — Вся эта цепочка тянется с 2017 года. Мы уже тогда были против застройки. Вроде смогли добиться, что строек не будет. Но вот анонс спортивного кластера Сергея Собянина всех поверг в шок. Власти предлагают голосовать через «Активный гражданин», этому ресурсу нет доверия. Недавно у нас в Крылатском 46 человек решили, что им жилой дом важнее футбольного поля. Как ни голосуй, людей не услышат.
Как считают активисты, инфраструктура здесь не предназначена для застройки «Крылатских холмов» и создания там кластера. Потому что зимой вдоль дорог у парка выстраивается большое количество машин. Так что разъехаться по утрам проблематично.
— «Крылатские холмы» у нас имеют статус природоохранной территории, там ничего категорически нельзя строить и благоустраивать, потому что есть краснокнижные растения, птицы, даже редкие совы, — продолжила Золотова. — Если туда вмешаются в природу, то животные погибнут. Мы жители категорически против каких-либо вмешательств. И такого пункта в голосовании не будет, поэтому мнение жителей, которые полностью против благоустройства, в принципе власти не учитывают. Мы начали сбор подписей против благоустройства и создания кластера на месте Московрецкого парка.
Власти говорят — это всего лишь благоустройство. Так они и начнут с малого. Это только повод для застройки.
В своем блоге Собянин заявил, что первостепенная задача властей — обеспечить безопасность жителей. Есть вероятность, что чиновники задумали ограничить движение пешеходов по велотрассе и положить там асфальт, либо закатать парк в плитку.
— Изначально трасса была создана для профессиональных спортсменов, способных разгоняться до скорости 70 км/ч, — написал мэр. — Поэтому одна из главных задач при проведении благоустройства — обеспечить безопасность и велосипедистов, и отдыхающих горожан.
Также местные переживают, что после обновления парка сюда потянутся толпы людей: туристы, маргиналы и бездомные. Активисты создали чат, где обсуждают стратегию защиты Москорецкого парка от властей. Они считают, что власти хотят решать несуществующие проблемы, ведь вопросов по безопасности велотрассе никогда не было.
— Сколько я живу, мы вообще без родителей, маленькие, гуляли, — уточнила Наталия Золотова. — Эти велосипедисты были всегда, их было очень много. Мы и сами катались. Нас полностью всё устраивает, как оно сейчас есть. Никогда не было несчастных случаев, там широкая трасса, разойтись всегда можно.
Переживают люди и за животных. Активисты уверены, что благоустройство больно ударит и по зверям, птицам и жукам.
— Они еще свет захотят установить. Но он же животных отпугнет, — заявила защитница парка. — Люди там по ночам не гуляют, да и делать там нечего. Все идут только на Пасху к храму Рождества Пресвятой Богородицы. Но там свет есть, так что проблем с этим не возникает.
Люди гуляют в «Крылатских холмах» по избранным маршрутам. Многие жители, с которыми поговорил корреспондент MSK1.RU, однозначно высказались против благоустройства.
— Нам это в принципе не нужно. Мы хотим, чтобы все осталось как есть, — рассказала Нина Алексеевна, прогуливающаяся с внуком. — У нас есть тут благоустроенный бульвар. Если кому-то нужны лавочки, могут посидеть там. Нам нужны «Крылатские холмы» в таком виде, каком сейчас. Потому что там такой микроклимат, даже в жару там замечательно. Мы вот ходим соловьев слушать, гуляем, на роднике дети плескаются.
Жители Крылатского при этом не всегда однозначно и дружелюбно реагировали на вопросы журналиста. С резким подозрением отнеслась Ирина Алексеева. По ее словам, СМИ неоднократно переворачивали всю ситуацию с ног на голову. Особенно остро эта проблема стала после того, как половину парка перегородили заборами.
— В 2015–16 годах они стали активно огораживать все это, но они оставили вот нам эти калитки, — сказала женщина. — Но тоже только благодаря той борьбе, которую мы с 17-го года развернули. А в принципе хотели согнать людей гулять на этом маленьком кусочке. Там еще поставить какие-то вигвамы. Теперь зайцы пробежать не могут, а здесь бегают зайцы. Белкам, конечно, проще, они с дерева на дерево прыгают.
Ирина также заметила, что подозрение вызывает и долгое отсутствие вариантов проекта. Люди остаются в неведении и не понимают, что здесь будет.
— Никто не дает проект, причем депутаты даже запрашивают, — сказала девушка. — Но все власти скрывают. Нет ни сайта, ни карты.
Действительно, пока варианты проектов не представлены. Прошел месяц с момента анонса Собяниным благоустройства в «Крылатских холмах», власти обещали, что горожане смогут выбрать лучший проект на сайте «Активный горожанин».
— Ну я представляю, что там будет. Лавочку мне поставят? Я буду там сидеть: бутылки бросать и семечки плевать? Нам не нужны здесь лавочки. Нам не нужны асфальтированные дорожки, — заявила Ирина. — Мы хотим вот по таким дорожкам ходить. Кто приезжает к нам погулять, любуется уникальной природой здесь.
По словам Ирины, у нее есть свой любимый маршрут в парке. Так, например, она обязательно подходит к березе, у которой открывается впечатляющий вид на Живописный мост на проспекте Маршала Жукова. Дальше вместе с сыном она проходит через весь парк и завершает маршрут у храма Рождества Пресвятой Богородицы.
— Главный наш тезис, что Холмы утратят свой статус природный, а мы его бережем. Это наш заповедник природный с уникальными травами, как в Осетии, — сказала Ирина Алексеева. — Сюда слетают в кучу видов шмелей, их едят куча видов птиц и так далее. Это целая экосистема, которую проектом благоустройства можно легко нарушить.
Некоторым жителям, конечно, это не нужно. Им лавочки давай, всякие палатки, чтобы еду продавали. Но они же просто парк загадят.
Судьба животных в руках подрядчика
Опасения людей разделяют и эксперты. Мы связались с московским зоологом Еленой Анашкиной, которая подтвердила, что благоустройство может нанести вред экосистеме парка:
— Рыжая вечерница — это летучая мышь, которая гнездится, которая с качеством убежищ выбирает себе дуплистые деревья. То есть опять, если там что-то срубят, то у нее уже будет меньше убежищ. Заяц, тем более, он — товарищ пугливый, и, конечно, любой фактор беспокойства — работающая техника — может нарушить его жизнедеятельность.
Также зоолог заявила, что, по законодательству, должна обязательно проводиться экологическая экспертиза. В таких случаях при обсуждении проектов берется проба грунта, замеры шума и так далее. Это все потом должны оценить эксперты Росприроднадзора и дать положительное заключение.
— Это долгий процесс, особенно, учитывая, что там краснокнижные виды, — уточнила Елена Анашкина. — Во-первых, должен быть нормальный ответственный подрядчик, чтобы минимизировать вред, вносимый окружающей среде. Он должен соблюдать все нормы. Будет к предположению сходить, что это именно такой случай. Тогда благоустройство идет с соблюдением всех норм и с минимизацией вреда окружающей среде.
Эксперт уточнила, что работы могут погубить не только животных, но и растения. Например, если дорожка, тропинка или еще что-то идет вдоль растительности, то необходимо подрядчику быть особенно внимательными. Башмачок, орхидея и подобные редкие растения очень характерны для Москвы и Московской области, поэтому за ними пристальное внимание у надзирающих органов.
— Другое дело, что, конечно, примеров мы видим много, когда подрядчик делает все это безграмотно, — сказала Елена Анашкина. — В таких случаях могут быть непоправимые последствия для водоемов, растений, и, конечно, животных, обитающих в лесу. Земноводные не смогут водоемом пользоваться и так далее. То есть грубых ошибок можно найти очень много, к сожалению, они часто встречаются, в том числе при благоустройстве.
Слухи вышли на федеральный уровень
На прошлой неделе депутат Мосгордумы от «Единой России» Евгений Герасимов опубликовал пост с ответом комплекса градостроительной политики Москвы. В тексте документа чиновники хотели успокоить местных жителей, мол, концепция благоустройства парка пока только готовится.
Среди ключевых параметров благоустройства чиновники выделили:
сохранение внешнего вида и функционального наполнения территории, включая сохранение имеющихся спортивных объектов, прогулочных зон, родника, территории храма;
сохранение статуса ООПТ, принятие мер по сохранению флоры и фауны;
запрет на капитальное строительство в границах парка;
замена устаревшей инфраструктуры, а также павильонов торговли на новые;
восстановление ограждений трассы для обеспечения безопасности с учетом специфики спортивного объекта;
организация дорожно-тропиночных маршрутов с мягким покрытием.
Власти также заверили, что строительства жилых домов и офисных зданий, которые не относятся к спортивной инфраструктуре, не допустят.
По словам единоросса, он подробно ознакомился с ситуацией и решил развеять слухи и домыслы, которые вводили жителей в заблуждение.
— В ответе меня заверили, что строительства жилых домов, офисных зданий и других объектов, не относящихся к спортивной и рекреационной инфраструктуре, в границах территории не будет, — написал депутат на своей странице в Telegram-канале. — Сейчас идет подготовка концепций и проектов благоустройства с учетом пожеланий жителей. Итоговый проект выберут сами жители на «Активном гражданине».
Нужно ли благоустройство парку «Крылатские холмы»?
Раньше парк принадлежал Московской федерации профсоюзов, но, перейдя в частные руки, все стало быстро меняться. Теперь же власти всерьез взялись и за остальные объекты, которые есть в Крылатском. Мы писали подробный репортаж, как Генеральная прокуратура РФ пытается отсудить у Московской федерации профсоюзову уникальный крытый велотрек. Таких в России всего три. Один из них как раз был построен к Олимпиаде 1980 года.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш iPhone 15 среди подписчиков.