Город интервью «Кому от этого хуже, что я крашу губы и надеваю туфельки?» История долгожительницы из Москвы, которая выпустила книгу в 97 лет

«Кому от этого хуже, что я крашу губы и надеваю туфельки?» История долгожительницы из Москвы, которая выпустила книгу в 97 лет

Вера Теплова пережила Великую Отечественную войну, потеряла мужа, а теперь пишет стихи и поет в хоре

Вера Вениаминовна Теплова живет в Геронтологическом центре «Люблино» на юго-востоке Москвы. Она пережила Великую Отечественную войну, 40 лет проработала хореографом, а недавно открыла в себе литературный талант. По ее истории жизни можно писать книги — так Вера и сделала. В 97 лет она выпустила свой первый сборник рассказов и стихотворений.

Несмотря на почтенный возраст, пенсионерка едва может выкроить свободное время: она ставит танцы, поет в хоре, занимается рукоделием. MSK1.RU поговорил с Верой Вениаминовной о том, что подтолкнуло ее к писательству, как сложилась ее жизнь и в чем секрет долголетия активной бабушки.

Прежде чем читать эту вдохновляющую историю, посмотрите короткий ролик — Вера Вениаминовна всё расскажет и покажет вам сама.

Подумала «Какая из меня поэтесса?» и написала книгу

Вера Вениаминовна уже 15 лет живет в Геронтологическом центре в Люблино. Здесь она на первых ролях — пенсионерка возглавляет Совет ветеранов, поет в хоре, ставит танцы, занимается рукоделием и литературой. Кажется, суперподвижная бабушка испробовала все занятия на свете.

Геронтологический центр в Люблино в прошлом — Дом для престарелых и инвалидов № 17. Он начал свою работу еще в 1965 году. В 2003 году его переименовали в Пансионат для ветеранов труда № 17 — там проживали персональные пенсионеры республиканского и всесоюзного значения, Герои Советского Союза и Социалистического труда, а также полный кавалер Ордена Славы. А сейчас в центре ухаживают за пожилыми и инвалидами.

— Мой девиз, как говорится, — «Трудно жить, надо трудиться»! — энергично говорит Вера Вениаминовна.

На встречу с нами она пришла в туфлях на каблучке, бусах и с книжкой в руках. На пальцах — нежно-розовый лак для ногтей, а на губах — малиновая помада.

— Кому от этого хуже, что я крашу губы или надеваю туфельки? Никому! А мне хорошо, я себя чувствую как дома. И мне абсолютно безразлично, кто там обо мне скажет, что она в 97 лет из себя что-то… Да, корчу! Я хочу жить! Я хочу жить среди вас, чтобы вам было со мной интересно, чтобы я могла вам что-то рассказать интересное, — объясняет долгожительница.

В Геронтологическом центре нет ни одного кружка, в который бы не ходила Вера Теплова. Каждый день — что-то новенькое: и хор, и кукольный театр, и макраме. А недавно она нашла еще одно хобби — писательство. Увлечение литературой выросло из занятий в клубе «Радуга», где подопечные вместе с библиотекарем пишут небольшие рассказы. У Веры Вениаминовны это дело, как говорится, пошло.

— Вы знаете, я никогда не писала стихи. Стихи писал мой муж. Когда он умер, я погрузилась в это всё. Стала писать о природе, о годах Великой Отечественной войны, о человеческих отношениях. Когда была пандемия, откликалась и на это, — признается бабушка.

Талант в Вере Вениаминовне обнаружила руководительница клуба Наталья Юрьевна. Именно она однажды спросила: «А не издать ли нам книгу?» Поначалу долгожительница испугалась: «Какая из меня поэтесса или стихоплет?» Но попытка — не пытка, начали собирать материал.

Сборник получил символическое название «Вера». На его презентации в центре был аншлаг — люди, говорит писательница, вставали за книжкой в очередь.

За свою жизнь пенсионерка повидала многое, но фокусируется она на хорошем и добром. Повествуя о своей жизни, бабушка то и дело произносит: «У меня есть рассказ про это. Хотите, прочитаю?». Рассказы у Веры Вениаминовны действительно очень трогательные. А вдохновляют ее простые мелочи: случайное знакомство, клен под окном и даже лужа во дворе.

— Вот у нас тут одна лужа есть огромная, возле фонтана. Я однажды иду после дождя, заглянула в эту лужу, и вы знаете… Это чудо! Такого вы ни в одном фильме не увидите! Если когда-нибудь будете идти по этой дорожке, и будет лужа, обязательно загляните туда! — воодушевленно советует Вера.

Это моя природа — я откликаюсь на всё. Я смотрю на человечка и не замечаю в нем ничего плохого — я его рисую таким, каким он мне видится.

По словам пенсионерки, писать стихи ей абсолютно несложно. Главное — поймать вдохновение. А приходит оно порой и во сне.

— Я вдруг просыпаюсь от того, что нахлынуло на меня. Села — ничего нет. И только через какое-то время начинает в тебе просыпаться эта идея, которая была во сне, — рассказывает писательница.

Разгружала вагоны, спасала раненых, а потом учила танцам

Одно из стихотворений Вера Вениаминовна посвятила своей подруге Рае, с которой познакомилась в центре. Бабушка называет ее исключительно по-нежному, Раечкой. В годы Великой Отечественной войны Рая работала радисткой. Благодаря ей дивизия выиграла сражение. Она ушла из жизни в прошлом году, но осталась в памяти Тепловой и на страницах ее сборника.

В атаку пошли, устремились в бой,
Ногу свела сильнейшая боль,
Рука же послушно стучит по ключу:
«Точка-тире, я на посту».
Закончился бой, подошел генерал,
Раечке крепко он руку пожал:
«Спасибо, родная, ты мне помогла,
Ты знаешь, без связи на фронте беда»
, — гордо декламирует строки Вера Вениаминовна.

Пенсионерка и сама защищала Родину в годы Великой Отечественной войны. В апреле 1941 года ей исполнилось 14 лет. Семья тогда жила в Киеве. 22 июня юная Вера сидела на подоконнике вместе со своей сестрой, которая только вернулась с выпускного вечера и рассказывала о своих впечатлениях.

— Было 04:00 утра, и началась бомбежка. Папа вышел из спальни, говорит: «Девочки, это война». Буквально через полчаса приехал вестовой, и папа уехал. Больше я его не видела. Он погиб под Харьковом, — вспоминает Вера Вениаминовна.

Война разделила ее семью: мама работала медсестрой и тоже ушла на фронт, а Веру сначала отправили в госпиталь, а потом эвакуировали в Томск. Там она выучилась на радиста-оператора, но бралась за любую работу: разгружала вагоны, трудилась на лесной заготовке, помогала в приемном покое с ранеными.

— Мой папа был военным. В детстве мы бегали по площадкам, где занимались курсанты. И когда началась война, к нам стали поступать раненые курсанты. Мы их узнавали. Тот без рук, тот без ног… До сих пор не могу об этом говорить, — признается она.

В каждом раненом я искала отца, в каждой раненой я искала сестренку.

Потом Веру перевели в Куйбышев — на Центральный телеграф, а в 1944-м — в Москву. Когда мама вернулась с фронта, ее отправили работать в санаторий Министерства обороны в Солнечногорск. Вера поехала с ней. Там она вышла замуж, и началась совсем другая жизнь.

В 60-х годах Вера Вениаминовна поступила в Ленинградский институт культуры. Она выучилась на хореографа, 40 лет проработала в училище. Ее супруг трудился режиссером. По-настоящему творческая семья.

— Мои студенты живут в Австралии, во Франции, в Германии, и работают все по специальности. И даже дети моих студентов танцуют, они во всех пионерских лагерях юга выступают. Я ими горжусь. У меня есть рассказы о них, — делится долгожительница.

«Я должна всё время что-то делать»

Теперь же Вера Вениаминовна продолжает свою насыщенную жизнь в Геронтологическом центре. Расписание у нее плотное: в 09:00 — завтрак, затем процедуры, в 11:00 — литературный кружок, хор, «Умелые ручки» или другие занятия.

— Просто продохнуть надо успеть! Правда, это я, не все. Сама жизнь в нашем пансионате заставляет действовать. И вообще у меня такой характер: я должна всё время что-то делать. Если я не делаю, я просто умираю, — говорит бабушка.

Маломобильных подопечных центра вывозят во двор на креслах — они дышат воздухом и занимаются со специалистами: поют и играют на музыкальных инструментах.

Вечерами пенсионеров развлекают танцами и песнями: с выступлениями к ним приезжают самые разные коллективы. Еще в центре проводят беседы о композиторах, писателях, художниках.

У нас нет такого дня, чтобы мы не были заняты. Нам не дают покоя!

В свободное время Веру Вениаминовну навещают близкие. У пенсионерки большая семья — 12 человек. Праправнучке Тепловой стукнуло 4 года.

«Не нравилось, что у меня кавалеров много»

Издавать новые книги Вера Теплова пока не планирует — хоть писать и нравится, но теребить прошлое больно.

— Я решила остановиться на этой книжке. Вот останется моим, и слава богу, больше не надо, — говорит жительница центра.

Начинающим писателям пенсионерка рекомендует лишь одно: никогда ничего не бояться. А еще она охотно делится секретами своего долголетия.

— Секрет моего долголетия в том, что я ни на что не обращаю внимания. Вы думаете, нет косых взглядов? И нет глупых разговоров? Это было всегда. И когда я была молодая. Например, не нравилось, что у меня кавалеров много. И никто не замечал той тяжести, которую я переносила. Вы сами видите, какие у нас люди — с ними очень трудно, — рассказывает Вера Вениаминовна.

Всё плохое надо от себя отбрасывать. Что-то надо вытерпеть, что-то надо перемолоть в себе. Не огрызаться на зло.

Молодым бабушка советует всегда помогать близким — даже если им этого не надо. А еще ставить перед собой цели и просто быть человеком.

На свете осталось не так много людей, которые помнят события Великой Отечественной войны. Одному из них — Владимиру Михайловичу Колосову — в этом году исполнилось 98 лет. Ему было всего 15, когда война пришла в его дом. MSK1.RU рассказывал историю ветерана войны, учителя и долгожителя.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
От нового «Джокера» до «Одиноких волков» с Питтом и Клуни. Девять премьер с Венецианского кинофестиваля, которые стоит посмотреть
Анонимное мнение
Мнение
Алкоголики, неадекватные толпы и «смешное» благоустройство. Колонка ненависти ко Дню города от москвича, живущего в центре
Анонимное мнение
Рекомендуем