В центре Москвы начали массово сносить газонные ограждения, некоторые из которых стоят там десятки лет. По словам жителей, этим занимаются сотрудники районных «Жилищников». Депутат Мосгордумы Елена Шувалова на заседании в июне говорила, что к ней обратились жители Тверского района, которые заявили, что коммунальщики сдают эти заборы на металлолом. А факт продажи заборов на лом зафиксировали полицейские.
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин решил выяснить, зачем в Москве сносят изгороди, и направил запрос Петру Бирюкову, заместителю мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства. Но ответ ему пришел от руководителя департамента ЖКХ Вячеслава Торсунова.
В нем говорится, что сотрудники ГБУ «Жилищник» демонтируют ограждения, которые не подлежат ремонту, не несут «функциональной нагрузки» и утратили эстетический вид. А делается это в том числе в рамках программы «Миллион деревьев», по которой на месте заборов должны появиться «живые изгороди» — то есть кустарники.
— Было заявление Собянина 6−7 лет назад о том, что эти заборы нужно убирать, лучше пусть будут живые изгороди. Но по этим постам старым я понял, что никакой программы по установке живых изгородей нет. Я в интернете нашел только одно упоминание про живую изгородь, которую поставили вместо забора, — рассказал Сергей Митрохин MSK1.RU.
То есть если это и повод для сноса заборов, то он немножко фейковый, поскольку системно этим вопросом никто не собирается заниматься — заменять железное ограждение на зеленое.
— Важно, что сам «Жилищник» не может ответить на вопрос, зачем они заборы эти демонтируют. Я задавал его начальнику по ЖКХ в Хамовниках. Она ответила, что это распоряжение Бирюкова и больше они ничего не знают. А другой сотрудник «Жилищника» сказал мне, что это борьба за безбарьерную среду. Я ему сказал, что вообще-то безбарьерная среда — это пандусы для инвалидов, — рассказал MSK1.RU политик.
Со сносом ограждений согласны и не все москвичи. Жительница Таганского района Елена рассказала, что на Рабочей улице еще в 2017–2018 годах убрали заборы, а на их месте действительно высадили кустарники по краю газонов.
— Но эти кустарники не внесли в реестр и не зарегистрировали в планах. Сейчас почти все высаженные кустарники уничтожены благодаря «уходу» коммунальщиков, — пишет Елена. — Зимой на них сваливали грязный снег, весной этот снег вместе с кустарниками долбили лопатами и сносили тракторами, летом кусты косили триммерами и совсем не поливали. Сотни кустарников погублены, а когда мы пишем об этом вандализме, нам отвечают, что никаких живых изгородей на планах нет, а участки находятся в «удовлетворительном» состоянии.
То есть ограждения снесли, а живые изгороди посадили и уничтожили.
Другая жительница Хамовников рассказала, что на пересечении улиц Кооперативной и Доватора обещали либо высадить кустарники, либо установить ограждения пониже. Но ничего сделано не было.
— Живая изгородь, которая ранее была вдоль сквера, после снятия ограждения во многих местах теперь сломана, вытоптана. Люди проходят где хотят. А после последней укладки бордюров от нее вообще ничего не осталось. Поливают у нас сейчас только вновь уложенные газончики и посеянную травку, — рассказала она.
Как вы считаете, нужно ли сносить газонные ограждения в Москве?
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин прокомментировал «бордюринг», которым недовольны жители столицы. Он заявил, что в благоустройстве «современная экономика зарыта». MSK1.RU решил выяснить, почему же мэрия Москвы тратит миллиарды рублей на изменение городских территорий и ежесезонное перекладывание плитки и бордюров. Мы задали эти вопросы урбанисту, эксперту по благоустройству и депутату Мосгордумы. И вот что они нам ответили.
Также мы писали, что за последние 10 лет — с 2011 по 2021 годы — в Москве высадили более 10 миллионов деревьев и кустарников. Подробнее о том, как строится бизнес вокруг московских деревьев и сколько на этом зарабатывают в столице, — читайте в расследовании MSK1.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».