Дом и школу архитектора Матвея Казакова в Малом Златоустьинском переулке собираются отреставрировать. Уже более 20 лет здание, в котором раньше находились квартиры, стоит заброшенным.
Матвей Казаков в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в стиле классицизма. Среди его главных работ — Сенатский дворец в Кремле и Большой Царицынский дворец.
Градозащитники уже давно боролись за сохранение дома. Но из-за споров о том, кому оно принадлежит, начало работ по реконструкции затягивалось.
В этом материале MSK1.RU расскажет, сколько потратят на реставрацию памятника архитектуры, а также напомнит его историю.
Что изменится
В середине октября на портале госзакупок появился тендер на проведение работ по реконструкции дома и школы архитектора Матвея Казакова. «Единый заказчик в сфере строительства» отмечает, что у подрядчика должен быть опыт работы с объектами культурного наследия. Начальная цена закупки — 713,9 миллиона рублей.
Согласно документам, подрядчик должен будет разработать проектную документацию по реконструкции объекта. После этого здание законсервируют и начнут реставрацию. Рабочие воссоздадут фундамент здания, деревянные и металлические конструкции, штукатурку, декор, скульптуры и многое другое.
Подробностей о том, что появится на месте дома известного архитектора, нет. В пунктах описания объекта закупки предусмотрены планировка наземного пространства, а также пешеходных и подъездных путей. В благоустроенном дворе планируют сделать стоянку для персонала и площадку для сбора ТБО.
Строительство должны завершить в 2026 году.
От школы до коммуналок и заброшки
Архитектор Матвей Казаков выкупил участок между Большим и Малым Златоустьинским переулком в 1782 году у армейского капитана Петра Белавина. Сумма сделки составила 4000 рублей. Когда именно появилось здание дома и школы, сказать сложно — этих сведений, как и данных об архитекторе здания, не сохранилось.
В 1785-м Матвей Казаков начал масштабную перепланировку всей усадьбы: расширил палаты с помощью пристроек, а другую стал сдавать в аренду. На углу западной части усадьбы построили новый дом — «чертежную» Казакова, которая стала вторым корпусом Архитектурной школы при Кремлевской экспедиции.
В этой усадьбе архитектор работал последние 30 лет жизни. Именно здесь были созданы здание Сената в Кремле, Московский университет, Дворянское собрание, ансамбль Голицынской больницы и другие.
Среди гостей и учеников дома были сыновья Казакова, многие известные архитекторы и реставраторы: например, Иван Егоров, Евграф Тюрин и Осип Бове. Из школы вышло поколение, которое потом занималось восстановлением Москвы после пожара 1812 года.
Допожарную Москву Казаков создал практически полностью сам. Родственники пытались оградить его от новостей о трагедии, но вскоре известия до него всё же дошли. Тяжелобольной архитектор не смог выдержать такого удара и скончался.
Спустя четыре года, в 1816-м, сыновьям архитектора пришлось продать здание школы мещанину Петру Бурелли, а оставшуюся часть имения поделили на три части. В 1877 году в доме надстроили третий этаж и расширили фасады, при этом интерьеры оставили без изменений.
После революции дом отошел государству, а в нем разместили коммунальные квартиры. Записи о состоянии здания не велись, а папку с документами домовладения потеряли почти на 50 лет. Москвичи вспоминают, что в разное время здесь были открыты трактир и мясная лавка.
В конце 1980-х при Московском архитектурном институте (МАрхИ) создали музей истории Московской архитектурной школы. Коллекция росла, и музею понадобилось новое здание. Администрация университета не раз просила московских властей отреставрировать дом Казакова и перевести музей туда.
Но в 1989 году часть углового корпуса передали хозяйственному управлению МВД России. В договоре аренды также шла речь о ремонте, но работы так и не начали. Тем временем часть помещений всё еще занимали коммунальные квартиры.
Жильцов расселили только в 2003 году после крупного пожара, позднее в здании обвалились крыша и деревянные перекрытия, а пристройки во дворе разобрали. Год спустя московские власти в очередной раз запланировали здесь реставрацию, средства на которую должен был предоставить МАрхИ.
Усложняло начало ремонта еще и то, что после распада СССР здание стало предметом имущественного спора между федеральными и региональными властями. В 2006 году здесь хотели построить жилой комплекс для ветеранов спортивного общества «Динамо».
Привлечь внимание к проблемному зданию уже давно пытаются активисты «Архнадзора». В 2009 году на сайте движения была опубликована статья о печальном состоянии дома. По их словам, квартиры были разграблены, везде ощущалось «человеческое присутствие».
Как писали активисты, на полах были разостланы тряпки, валялись бутылки, пакеты и прочий мусор. А стены дома именитого архитектора были исписаны граффити.
В 2009 году в доме пообещали открыть музей. Даже назвали дату — 2011 год. Однако никаких работ в здании так и не начали, оно продолжало медленно разрушаться, а активисты умоляли спасти бывшую школу и дом.
В 2010 году в Мосгорнаследии заявили, что готовят план по консервации здания, чтобы остановить разрушение. На его разработку отвели два года, но никаких изменений не произошло.
В 2017 году департамент культурного наследия Москвы согласовал проект реконструкции здания школы, после восстановления его должны «приспособить к современным нуждам». В чертежах планировалось использовать чертежи 1875 года. В то же время здание перешло на баланс «Управления по эксплуатации зданий высших органов власти» при администрации президента.
Еще с 2008 года здание стоит за зеленым полотном. Стены не были очищены от граффити, а за фасадом виднеются проросшие деревья.
Ранее MSK1.RU рассказывал, что в центре Москвы по решению суда отреставрируют усадьбу с домом Мусина-Пушкина. Институт, занимающий помещения, обещал его реконструировать, но работы так и не начались.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».