Последние несколько лет из российских аптек то и дело пропадают жизненно важные препараты. Спустя время некоторые появляются на складах, другие же исчезают бесследно. А теперь лекарства не могут получить и те пациенты, которым их обычно выдают бесплатно в больницах. На такую проблему MSK1.RU пожаловались жители Подмосковья.
Один из них — житель Сергиева Посада Виталий, который страдает сахарным диабетом. Многие годы он получал нужные уколы в поликлинике, но в последнее время их стали поставлять с перебоями.
«Ложишься в больницу — врач за голову берется»
— Врачи подберут препараты, которые подходят, назначают — вроде они есть, выделяют их. Проходит полгода-год — всё, потерялись, врач уже другие прописывает. Началось это года два-три назад. Были очень эффективные уколы «Трулисити», вообще пропали. Врачи объясняли, что производитель ушел с российского рынка. Кто знает, что на самом деле происходит, — рассказал MSK1.RU Виталий.
Очень часто бывает, что месяцами нет ничего. Поэтому идешь и покупаешь.
Мужчине уже много раз приходилось самостоятельно покупать необходимые препараты. Стоимость одной упаковки — 21 тысяча рублей. Но со временем эти уколы пропадают и из обычных аптек.
— Укол нужно ставить раз в неделю. Но с учетом всех этих событий мы растягиваем: ставим не раз в неделю, а раз в месяц, чтобы хоть как-то продержать их. Потом ложишься в больницу — врач за голову берется, говорит: «Ну вы же засахарились!». И вот нас откапывают и, как говорится, в жизнь опять запускают, — объяснил Виталий.
Раньше мужчине выдавали препараты «Джардинс» и «Випидия». Потом они исчезли, и Виталию нужно вновь подбирать подходящую терапию. Чтобы это сделать, жителю Подмосковья нужно каждый раз ложиться в больницу, так как далеко не все лекарства оказываются действенными.
— Мы специально ложимся в больницу, где врачи подбирают терапию для нас, и мы уже потом следуем их указаниям. Они же не берут по шаблону — раз, выписали и вперед. Всё под присмотром, — пояснил он.
Курс за 17 тысяч рублей
Другая жительница Подмосковья Ольга (имя изменено по просьбе героини) столкнулась с иной проблемой: ее 56-летнему отцу прописали препарат, который должны выписывать по льготе, но по непонятным причинам отказываются это делать. А стоит он немалых денег.
— Диагноз отца — «атеросклероз коронарных артерий». Папе провели стентирование и назначили препарат, который не выписывают по льготе, аналогов его нет. Мы обращались за помощью в государственные клиники Москвы и Подмосковья. С декабря 2023 года мы покупаем лекарство самостоятельно, — объяснила девушка.
Препарат дорогой — курс на три месяца при приеме два раза в день стоит 17 тысяч рублей.
По словам Ольги, если ее отец не будет принимать данный препарат, то у него могут образоваться тромбы, которые грозят инфарктом миокарда.
— Это опасное для жизни состояние, которое влечет за собой смерть. Не принимать препарат в этой ситуации нельзя, — отметила девушка.
Инфляция или недостаток времени?
Ранее член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров заявил MSK1.RU, что нехватка лекарств в России носит временный характер и чаще всего возникает из-за инфляции. В пример он привел инсулин, который в последнее время пропадает с прилавков аптек.
— Когда люди считают, что лекарства нужно сделать дешевле — а это дешевле себестоимости при этой инфляции, — производители просто не выходят на этот конкурс. Из-за того, что инфляция достаточно высокая, производители отказываются по этим ценам поставлять, — объяснил MSK1.RU Александр Петров.
Чиновник уточнил, что изменить цену на препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, можно только один раз в год и не более чем на 8%.
Эксперт фармацевтического рынка Никола Милевчич связывает исчезновение нужных лекарств с тем, что власти не успевают собрать запросы из регионов, сформировать тендерную закупку и доставить полученные лекарства в аптеки и больницы.
— Если такого тендера не было, эта процедура не запускается. Тендерных закупок давно не было, в аптеках раскупили остатки лекарств, и в розничном звене мы видим нехватку этой продукции, — объяснил MSK1.RU Милевчич.
Если же пациенты не могут получить препарат, внесенный в перечень ЖНВЛП, Минздрав должен в кратчайшие сроки решить проблему его нехватки: предложить аналог или связаться с производителем и потребовать ускорения поставок, рассказал Никола Милевчич.
— Есть фонды, социальные группы, которые при поддержке и согласии Минздрава делают срочные закупки и поставки для определенных пациентов с угрозой жизни за счет того, что нет нужного препарата. Это такой уже некий форс-мажор, выход из положения, где, конечно, государство должно для этих пациентов найти вариант решения, — отметил эксперт.
Однако аналоги тоже должны пройти определенные исследования и регистрацию. Поэтому сделать это за короткий срок не получится, уточнил Милевчич.
MSK1.RU также направил запрос в пресс-службу областного Минздрава, чтобы узнать, с чем связаны перебои в поставке препаратов и когда ее наладят. Как только нам придет ответ, мы дополним публикацию.
Ранее мы разбирались вместе с врачами, почему диабетикам ограничивают доступ к инсулину, можно ли заменить один препарат на другой и что будет дальше.
По словам фармакологов, сейчас российский фармацевтический рынок на 90% зависит от зарубежных фармсубстанций. Создать новые лекарства компании не могут из-за недостаточной поддержки властей. Тем временем с прилавков аптек регулярно пропадают важные препараты. MSK1.RU узнал у экспертов, с чем это связано.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».